Россия не имеет права даже пытаться повлиять на процесс вступления какого-либо государства в НАТО, подчеркнул генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг.
Этот материал можно прочитать и на украинском языке
Столтенберг: Для меня ставить под вопрос право суверенного государства решать свое собственное будущее – это почти провокация
Россия не имеет права решать, какое государство может вступить в Североатлантический альянс, а какое – нет. Об этом генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг напомнил 18 января, общаясь по видеосвязи с участниками научной конференции, которая транслировалась в YouTube на канале НАТО.
«У России нет права даже пытаться вмешиваться, блокировать или останавливать членство суверенного государства в НАТО», – подчеркнул он.
Такие решения должны принимать само государство и союзники по НАТО, сказал Столтенберг.
«Для меня ставить под вопрос право суверенного государства решать свое собственное будущее – это почти провокация. Это как бы вновь принять [разделение мира на] сферы влияния, принять, что большие страны имеют своего рода влияние над соседями. Я не хочу жить в таком мире, потому что я родом из маленькой страны, которая соседствует с большой страной. Если мы примем, что большие страны могут решать, что могут или не могут делать малые соседи, тогда мы вернемся в старые времена. Мы не хотим такого мира. Нам нужен мир, который строится на правилах, на уважении для наций, независимо от размера вооруженных сил, экономик или чего угодно. Это фундаментально, и если мы начнем в отношении этого искать компромиссы, то мы будем на очень опасном пути к месту, в котором мы не хотим оказаться», – подчеркнул генсек.
Он продолжил, что Грузия хочет быть членом НАТО и «не России это остановить».
«Будет или нет Грузия членом – это решать Грузии и союзникам, и только им. Потому что все остальное будет посягательством на суверенные права суверенного независимого государства. […] То, что [Россия] сделала, нарушая территориальную целостность и независимость Грузии, – неприемлемо. То же самое касается, конечно, и Украины: незаконная аннексия Крыма, дестабилизация Донбасса на востоке Украины нарушают фундаментальные принципы, благодаря которым мы создаем мирный и стабильный мир», – добавил Столтенберг.
Роль НАТО заключается в поддержке Украины и Грузии, оказании им помощи в развитии возможностей, проведении реформ, учений, через присутствие «в разных формах» в обеих странах, уточнил он.
Украина активизировала сотрудничество с НАТО в 2014 году на фоне аннексии Крыма Россией и вооруженного конфликта на Донбассе. В конце 2014 года Верховная Рада приняла закон, который предусматривает отказ Украины от политики «внеблоковости». В соответствии с Военной доктриной Украины, принятой в 2015 году, углубление сотрудничества с НАТО является приоритетной задачей.
7 февраля 2019 года украинский парламент принял закон о внесении в Конституцию положения о стратегическом курсе государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора. Закон вступил в силу 21 февраля.
В 2018 году НАТО признал за Украиной статус страны-аспиранта – кандидата на членство в Альянсе, в 2020-м Украина получила статус партнера расширенных возможностей.
В декабре 2019 года Столтенберг заявлял, что Украина и Грузия будут членами Альянса, но определять точные временные рамки вступления пока рано. 29 сентября 2020-го он призвал Грузию использовать все возможности для сближения с Североатлантическим альянсом. Грузия – один из наиболее важных партнеров НАТО, подчеркнул Столтенберг.
Алина ГРЕЧАНАЯ
журналистка