Вы такое наверняка слышали: музыкальная индустрия никому не нужна. Продается все меньше альбомов, прибыли падают, выпускают только дерьмовую музыку, все вокруг воруют музыку. Сервисы, распространяющие музыку по подписке, проваливаются, RIAA судит фанатов музыки, в главных лейблах огромные сокращения кадров, исполнители не продают музыку и не зарабатывают… пластинка доиграла.
Проблема только в том, что почти все вышесказанное – ложь. Хуже того, эти аргументы бьют по самим артистам и по музыкальной индустрии. В действительности же сейчас происходит много «правильных» процессов.
Насколько нам известно, большинство обвинителей пиратства даже не представляют, что продажи музыки сейчас на подъеме – выросли больше чем на 50% с 2006 до 2009 года.
Для того, чтобы это узнать, не надо копаться в секретных утечках, достаточно взглянуть на показатели агенства Нилсена:
(для краткости я просто буду приводить заголовок и несколько пунктов со ссылкой на собственно отчеты, где можно ознакомиться с ситуацией более детально) Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2006 год Полный отчет за 2006 год можно найти здесь Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2007 год Полный отчет за 2007 год можно найти здесь Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2008 год Полный отчет за 2008 год можно найти здесь Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2009 год Полный отчет за 2009 год можно найти здесь Подводим итоги: за четыре года, с 2006 по 2009, продажи музыки выросли с рекордного показателя в миллиард до нового рекорда в полтора миллиарда. В эти показатели не включены многие другие продажи и источники дохода.
Здесь отсутствуют любые сделки, совершенные через сервисы с подпиской (Rhapsody и Mog). Нет и прибыли от сервисов, не вполне соответствующих условиям Digital Millennium Copyright Act (а это спутниковое радио, Pandora, LastFM, Jango, 8Tracks, Slacker и т. д. ) В этих отчетах нет данных по прямым продажам групп, а также мерчендайзинговым поставкам (например, от продаж маек, бесплатных альбомов, идущих в нагрузку к другому товару по типу: купи Guitar Hero и получи альбом Soundgarden), онлайновым продажам через официальные сайты, продажам треков для Rock Band, прибылям с рекламы на YouTube и других аналогичных сайтов. В этих данных не подсчитаны даже прибыли от традиционных живых выступлений, выступлений на праздниках, stem sales, synchronization licenses, продаж рингтонов (последние, правда, подсчитаны – но в отдельных отчетах Нилсена), авторских отчислений, подписок фан-клубов и многого другого.
Все это приносит прибыль. И если эти деньги добавить к официальной статистике, показатели будут запредельными.
Реальность такова, что:
И повторю еще раз: продажи музыки на подъеме… Но если статистика Нилсена доступна и считается достоверной, почему у всех сложилось впечатление, что продажи музыки и прибыли падают? Ответ прост: потому что падают продажи альбомов и соответственно разовые прибыли (как от CD, так и от скачиваний). Продажи растут, потому что люди покупают отдельные песни. Прибыли падают, потому что песня стоит 99 центов, а физический диск — 16,98 долларов, и их-то продают куда меньше.
Влияние всего это просто потрясающе:
Позвольте объяснить. Пищевая цепочка в музыкальной индустрии выглядела так. Дистрибьютор продает CD в магазин за оптовую цену (скажем, 10$). Магазин ставит диск в продажу за 16,98 и зарабатывает 6,98. Дистрибьютор берет себе 20% оптовой цены (два доллара в нашем случае) и отдает восемь долларов лейблу.
Группа, подписавшая контракт с крупным лейблом, могла ожидать отчислений в размере 1,40-1,70 долларов с каждого диска. Эти авторские отчисления выплачивались исполнителю, если тот приносил прибыль большую, чем выставленные лейблом в изначальном договоре суммы. Большинству не удавалось.
Сравним эту ситуацию с самостоятельным распространением через iTunes – через TuneCore: исполнитель получает 7$ с каждого альбома, проданного за 9,99$, и 70 центов с каждой 99-центовой песни. Продав за 1,98$ всего две песни в iTunes, исполнитель получает столько же денег, сколько за стандартный CD за 16,98$. Исполнитель продает цифровой альбом за 9,99$ и зарабатывает на 500% больше, чем группа, подписавшая контракт.
Цены упали для потребителя, но исполнитель, сам распространяя музыку, зарабатывает больше.