Новые более удобные и доступные высокие технологии заменяют старые, и это – неизбежный процесс. Сначала музыку записывали на виниловые пластинки, затем пришла очередь пленок, их в свою очередь сменили цифровые компакт-диски. Сегодня львиная часть музыки распространяется без физического носителя, например через Интернет.
Когда началась эта эпоха? Скорее всего, где-то в 2003 году, когда начал работать iTunes Store от Apple – самый успешный на сегодняшний день он-лайновый магазин цифрового контента, в том числе и музыки. Да, конечно, формат mp3 изобрели значительно раньше (в 1993 году) и файлообменные сети типа Napster тоже существовали до iTunes, но, фактически, именно Apple первая создала упорядоченную систему дистрибуции контента.
Однако выясняется, что рокер и композитор Фрэнк Заппа (Frank Zappa) предугадал подобное развитие музыкальной индустрии еще в 1983 году — то есть за 20 лет до того, как о такой возможности узнал массовый потребитель. Блог TechDirt рассказывает о своей находке в автобиографичной книге «The Real Frank Zappa». В одной из ее частей легендарный музыкант рассуждает о домашнем копировании виниловых пластинок на кассеты и объясняет массовое тогда явление вовсе не желанием «украсть», а стремлением к большой мобильности и свободе, которыми кассета обладает в большей мере нежели виниловая пластинка.
Вывод, сделанный Заппой из этих утверждений, действительно поражает – он предлагает отказаться от физического носителя полностью и распространять музыку с помощью телефонных и телевизионных сетей напрямую на Hi-Fi системы меломанов, которые в свою очередь просто перепишут на кассету и возьмут с собой, чтобы вставить в автомагнитолу и walkman. Оплата по его замыслу должна была автоматически списываться со счета слушателя с помощью встроенного программного обеспечения.
«Предоставление музыки именно в таком виде по сниженной цене просто убьет необходимость в нелегальном копировании, просто потому что она будет доступна в любое время», – пишет Фрэнк Заппа. Кроме того, для любителей, как он сам выражается, «упаковочного фетиша» он предлагает передавать обложки альбомов с помощью телевизионного кабеля, чтобы одновременно сохранить «ощущение альбома» и не тратить тонны картона.
Свое рассуждение Заппа заключает мыслью, что его идея, конечно, не дешева и требует значительных вложений как в оборудование, так и в программное обеспечение, но это единственное направление в котором может двигаться звукозаписывающий бизнес, чтобы выжить.
Сложно представить, как бы развивались информационные технологии, если бы крупные музыкальные издатели вовремя обратили внимание на эту идею, абсолютно сумасшедшую для середины 80-х.