Четверг, 26 декабря, 2024
-0.7 C
Киев

К прочтению

ГлавнаяКультураИгровые экранизации: S.T.A.L.K.E.R. — о людях и Зоне

Игровые экранизации: S.T.A.L.K.E.R. — о людях и Зоне

Это Зона, брат, не забывай. Не сдох сегодня — сдохну завтра.

                                                                                                                                  Сталкер Айсберг (Темная душа)                                                                  Не рекомендую переть через болота на ночь глядя — Кровососы замучают.

                                                                                                                                            Охотник (Тяжелая земля) В поисках ответа на вопрос о растущем количестве фанатских фильмов (далее — фанфильм), создающихся по мотивам компьютерной игры S. T. A. L. K. E. R. , я пришел к следующему выводу. Во всех трех частях S. T. A. L. K. E. R. основное место отведено не Зоне с ее монстрами и аномалиями, а людям. Эти люди могут быть разными (военные, бандиты, сталкеры и прочие), но именно вокруг них завязано всё действие, а Зона и монстры представляют собой как бы фон, на котором выявляются лучшие либо худшие черты человека. Неслучайно игра S. T. A. L. K. E. R. «выросла» из экранизации фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» («Сталкер» Андрея Тарковского).

Понятно, что вопросы духовные всегда были более близки русскому человеку. Кроме того, снимать любительское кино о людях менее затратно, нежели делать экранизацию таких канонических шутеров, как DooM или Half-Life.

Казалось бы, чего проще: найти постиндустриальные развалины на просторах бывшего СССР, собрать группу единомышленников, вооружиться компьютерной графикой — и можно снимать полнометражную кинокартину о тяжелых сталкерских буднях. Так, да не совсем. Недавно мне в руки попалась первая часть фильма «Темная душа», после чего любопытство привело меня к еще одному фанфильму — «Тяжелая земля». Вот об этих двух фанатских творениях и пойдет речь ниже.

«Темная душа» Под своим оригинальным названием «S. T. A. L. K. E. R. Темная душа (Эпизод 1)» фильм в 2011 году был выпущен российским творческим объединением «Квадрифойл».

Режиссеры: Денис Айнетдидов и Александр Рейн. Сценарист: Денис Айнетдидов.

Продолжительность картины: 00:43:44.

В ролях:

S. T. A. L. K. E. R. Темная душа (Эпизод 1) Фильм «Темная душа» задуман его создателями как многосерийный, потому длится первый эпизод менее часа. Называется он «Всего один день в Зоне». Поскольку в данной статье не избежать сравнения двух любительских экранизаций, то сразу остановлюсь на таком понятии, как атмосферность. В «Темной душе» ее нет в помине. Яркий солнечный летний день на фоне густой растительности, не знавшей даже ядовитых паров дихлофоса, — вот тот самый «один день в Зоне». Гитарные аккорды в качестве музыкальной подложки смертельных дуэлей сталкеров звучат абсолютно не в тему, при этом живо напоминая о другом «военизированном» сериале — «Солдаты».

Вся жизнь сталкера — под прицелом Сюжетной завязкой служит бегство военного (Воробья) с Кордона от своих же бывших товарищей, которые преследуют его на вертолете. Маневрируя в траве, Воробей благополучно скрывается, причем несется на такой скорости, что в Зоне игры S. T. A. L. K. E. R. он давно бы уже попал в аномалию. Аномалий, кстати, в обеих любительских экранизациях — не густо. В «Темной душе» показывается, вернее, рассказывается об аномалии «Мясорубка». Зрителю демонстрируют лишь разлетающийся на кусочки болт, попавший в нее. Что ж, скудость бюджета дают о себе знать.

В чем нужно отдать должное создателям «Темной души», так это в спецэффектах. Первый спецэффект радует зрителя уже на 6-й минуте, когда Воробей попадает из гранатомета в вертолет и тот красиво падает, дымя изо всех пробоин. Да, в плане спецэффектов «Темная душа» выигрывает у «Тяжелой земли». Буквально через две минуты после гибели вертолета зрителю предлагается узреть Кровососа! Причем это не муляж, а недурно вписанный в реальное место съемки компьютерный монстр со всеми своими повадками. Один из сталкеров клана бросает окурок в сторону, но тот словно натыкается в пустоте на невидимое препятствие. Как известно, Кровососы обладают способностью быть невидимыми, что отлично передано в фильме. Убивают монстра также классически — выстрелом в голову с близкого расстояния.

Через секунду Кровосос погибнет Как видим, будни клана сталкеров, работающих на влиятельного торговца Кактуса, тяжелы и опасны, как и в игре. Волею случая Воробей попадает в эту группировку. Его задача — найти снайпера, убившего торговца артефактами, и забрать у него и деньги, и артефакты. В свою очередь, снайперу, который перекусывает тушенкой и затягивается сигаретами «Воображаемый друг», от информатора приходит сообщение на PDA о том, что за ним отправили погоню. Однако затем снайпер поступил нелогично — уходя, бросил еду и сигареты в траву. Во-первых, так он элементарно «палился» . Во-вторых, в Зоне бросаться куревом и едой просто глупо. Через пару секунд такое поведение снайпера проясняется. Бросить полезные вещи его вынудил… сценарий — следивший за ним из леса Зомби тут же направился к тушенке и сожрал ее. Снайпера все же вычисляют, и тот в перестрелке ранит Воробья, оставляя на поле боя артефакты. Кстати, о баталиях — во время боя все двигаются очень медленно, как на прогулке.

Завершается первый эпизод сериала странным событием. Кактус, держа необычный артефакт, обретает силу, благодаря которой ломает в руке чашку словно хлебец.

Подытоживая, о «Темной душе» можно сказать следующее. Сериал, если он получит обещанное продолжение, превратится в крепкий любительский фильм про Зону, сдобренный неплохими спецэффектами и всеми необходимыми атрибутами игры: монстрами, артефактами, аномалиями, интересными локациями тому подобными. Кроме того, у сериала есть осмысленный сюжет, за которым любопытно следить. Минусами (возможно, только Эпизода 1) являются неудачный выбор времени года — лето в разгаре — и отсутствие внятной звуковой дорожки, которая бы передавала гнетущую, давящую и одновременно загадочную атмосферу S. T. A. L. K. E. R.

Об актерской игре много говорить не стоит, поскольку требовать от молодых ребят уровня Гоши Куценко просто наивно. Хотя желание сценариста придать персонажам «выпуклость» достойно похвалы, потому-то в Эпизоде 1 мы встречаемся не с абстрактными сталкерами или учеными, а с достаточно проработанными характерами. Например, Черт — похож на бесенка и чертыхается постоянно. Полифем получил прозвище из-за потери одного глаза, а Воробей действительно смахивает своей щуплой фигурой и длинным носом на испуганного воробышка, которого едва не поймала кошка.

«Тяжелая земля» Этот фильм был снят ТО «Киносталкер», куда вошли участники видеоконкурса GSC. Картина состоит из шести частей («Выброс», «Преображение», «Первая ходка», «Предел», «Большое сердце», «Скиф») и эпилога. Фильм снимался силами студий из городов Фокино, Великие Луки, Липецк, Кемерово и Киев.

Дебют картины состоялся в 2009 году. Продолжительность: 1:43:00.

«Тяжелая земля» «Тяжелая земля» по сравнению с «Темной душой» — это кардинально иной подход к изображению Зоны. Гнетущая атмосфера игры передана на отлично. Достигается это за счет вкрапления ряда черно-белых кадров, замедленной съемки, дергающейся камеры и, конечно, благодаря удачному музыкальному сопровождению. Особенно хороши саундтреки к первой и четвертой части в стиле эмбиент.

Уже само наличие шести частей от разных съемочных групп предполагает отсутствие сюжета. Так оно и есть, однако красной нитью в «Тяжелой земле» проходит тема некоего Мастера, который появляется в каждой части с неизменным противогазом даже тогда, когда его собеседники спокойно обходятся без оного. Кроме того, Мастер — один из главных героев части «Предел». В ней девушка-снайпер пытается выследить Мастера, при этом ее сознание периодически балансирует на грани реального и нереального.

Страшная смерть ученого Действительно, «Тяжелая земля» производит приятно «тяжелое» впечатление. Приятное вдвойне оттого, что фильм заставляет вспомнить» Сталкера» Тарковского. Обе картины буквально «фонят» страданиями человеческими. Но если в «Сталкере» эти страдания духовного качества, то в «Тяжелой земле» они в основном облечены в физическую форму. Так, в серии «Выброс» ученый после неудачного эксперимента получает топором в лоб от своего коллеги. В части «Преображение» бандит ножом убивает геолога, а затем следуют еще две смерти — слабовольный Барашек за счет убийства двоих корешей преобразился в матерого бандита. В эпизоде «Большое сердце» из автомата убитого сталкера парень ранит в живот ровесника в попытке отобрать редкий артефакт. И так на протяжении всего фильма: кровь, убийства, страдания, смерти… Девушка в Зоне!

Однако нельзя пройти и мимо слабых сторон «Тяжелой земли». Их, к сожалению, можно насчитать немало. Во-первых, в фильме практически нет такого понятия как спецэффекты. Если «Темная душа» порадовала зрителей и сбитым вертолетом, и Кровососом, и разлетающимся на части болтом в аномалии, то в «Тяжелой земле» ничего подобного не встретишь. Можно лишь вспомнить действующую аномалию, куда попал солдат, в шестой серии. Опять же отсутствие средств не позволило снять то, что могло произойти с человеком, потому целехонького солдата оттащили и объяснили, что, мол, нынче аномалии пошли слабенькие.

Контролёр местного розлива С монстрами в «Тяжелой земле» вышло еще курьезнее. Появляющийся в шестой части Контролёр походит не на монстра, а на человека в белой горячке после обильных возлияний. Актерская игра, как и в случае с «Темной душой», особо детальному разбору не подлежит. Однако отмечу, что в «Тяжелой земле» актеры переигрывают больше, особенно в части «Преображение». Что до актерского состава, то любой поклонник игры S. T. A. L. K. E. R. будет удивлен, увидев в Зоне женщин. Отсутствие женских персонажей в игре — классика, пусть она и является «горячей» темой обсуждения в Сети.

Наконец, образ Мастера. Возможно, он недоработан, а возможно — это просто претензия на нечто. Так или иначе, за Мастером не чувствуется силы. Его нервная беседа в эпилоге с Альбертом Говердэйлом через противогаз носит характер истерики, которую практически невозмутимо воспринимает противоположная сторона. Говердэйл предлагает произвести взрыв, который сделает Зону «в три раза больше и опаснее» , а это уже радиус в 300 км. Мастер сыпет проклятиями и ругательствами, но в конце концов может лишь разочарованно произнести: «И Бог вам судья! » Тот самый загадочный Мастер Подытоживая, можно сказать, что «Тяжелая земля» — это почти артхаус, кино не для всех. Прекрасно передавая атмосферу Зоны, фильм все же страдает от нехватки спецэффектов, без которых снимать картину по мотивам компьютерной игры наивно. Кроме того, многие события и герои фильма излишне натуралистичны в своей жестокости, отчего порой складывается впечатление, что на экране крутится очередной криминальный сериал. Но это — уже издержки современной культуры.

Два подхода Фанфильмы «Темная душа» и «Тяжелая земля» являются ярким подтверждением того, что на основе вселенной игры S. T. A. L. K. E. R. можно снимать абсолютно разноплановые кинокартины. И создание новых линий повествования не будет казаться кощунством фанатам, поскольку главной чертой S. T. A. L. K. E. R. является «фриплей» (свободная игра). Эта свобода не так выражена в оригинальной игре (хотя и там можно отклоняться от сюжета и основных заданий), зато обрела силу в фанатских модификациях, вроде AMK MOD и ряда других.

Пример «Темной души» показывает, что можно снять «светлую» версию S. T. A. L. K. E. R. , сделав упор на сюжете, героях, спецэффектах и классических локациях. А пример «Тяжелой земли» дает нам представление о том, как Зона может стать основой практически для любой истории, на которую только способна человеческая фантазия.

Будет ли профессиональная экранизация?

Еще на выставке «Игромир 2008» известный российский актер Гоша Куценко вместе с разработчиками игры из GSC Game World дал интервью, в котором поведал о своей роли в возможной экранизации игры S. T. A. L. K. E. R. Shadow of Chernobyl. Куценко рассказал, что тема ему близка, поскольку он проходил службу недалеко от Чернобыля. К вящей радости фанатов, Гоша признался, что увлеченно играл в S. T. A. L. K. E. R. Shadow of Chernobyl, в которой любил побродить в одиночестве, собирая артефакты и прочие полезные вещи. Кроме того, он сообщил, что охотно делился аптечкой с ранеными сталкерами (хотя мог и приврать. — прим. ред. ).

Гоша Куценко в образе сталкера Куценко подчеркнул — вселенная S. T. A. L. K. E. R. дает возможность актерам быть самими собой, раскрывая свои личные, в том числе негативные черты характера. В комментарии к интервью было сказано, что фильм можно ожидать через два года, но, как видим, и здесь GSC Game World не обошлась без долгостроя. Среди других слухов о предстоящей экранизации — известия о возможных съемках не только полнометражного художественного фильма, но и сериала.

А пока поклонникам, мечтающим о картине по мотивам, остается разглядывать фотографии Гоши Куценко в образе сталкера, которые были сделаны в ходе фото-сессии в рамках договоренностей с GSC Game World. По мне, так очень неплохой сталкер получился. Только чересчур чистенький…

Другие Новости

Последние