Денис Локтье, euronews:
“Добро пожаловать! В этой серии передач мы открываем самые удивительные места крупнейшей страны мира, где жизнь иногда напоминает театр, а театру есть что рассказать о русской жизни”.
Как обычно, утром на малой сцене идёт репетиция. Мариинский театр, с его более чем полуторавековым оперным и балетным наследием, – один из всемирно известных символов северной столицы России.
“Я даже не могу представить Петербург без Мариинского театра или Мариинский театр без Петербурга, – говорит тенор Евгений Акимов. – Это – как одно целое. ” “Я так много гуляла по Санкт-Петербургу, и его красота, его меланхоличность, даже весенняя грязь – я всё это обожаю! ” – признается художник-постановщик Изабелла Байуотер.
“Это мой родной театр, это мой родной город, – говорит прима-балерина Диана Вишнева. – Для меня Мариинский театр – это моя жизнь! ” Наряду с Эрмитажем и Русским музеем, театр под руководством Валерия Гергиева сохраняет за Петербургом титул культурной столицы.
В стенах, помнящих Шаляпина и Уланову, Нуриева и Барышникова, Ершова и Головина, умеют хранить традиции.
“У нас мы стараемся всё делать вручную, потому что в то, что делаешь вручную, вкладываешь душу больше”, – делится театральный художник Людмила Мехоношина.
Как и прежде, кулисы и занавесы создаются в недоступном для публики Головинском зале под куполом театра: отсюда их спускают на главную сцену, где проходили многие премьеры Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова.
“Это тот театр, с которого началось и где продолжалось оперное искусство в этой стране, – говорит театральный режиссер Василий Бархатов. – Как для итальянцев La Scala, через которую прошло всё великое и появилось на этой сцене, так же и Мариинский театр – не только для Петербурга, а для России”.
В театральных мастерских каждый сезон создаются декорации и костюмы, порой для десятка премьер. Со своими проектами сюда приезжают зарубежные режиссёры и художники.
“Я много где работала, и часто людям конкретная постановка уже безразлична, идёт конвейерный процесс, – говорит Изабелла Байуотер. – Но здесь, несмотря на огромные объёмы работы, я ни разу не ощущала себя как на производственной фабрике. Здесь чувствуются неприкрытый энтузиазм и стремление к творчеству, и это очень приятно”.
С наступлением вечера на сцене всё готово к началу спектакля.
“Борис Годунов”, опера Мусоргского по трагедии Пушкина, идёт здесь со дня своей премьеры. Но в этой постановке британский режиссёр Грэм Вик перенёс действие в современную Россию, сопоставив смутное время с десятилетиями постсоветских политических и социальных конфликтов.
“В общем и целом со стороны вот это всё так и выглядит, – говорит бас-баритон Евгений Никитин. – Нравится нам это или нет – что поделаешь? Так выглядит. Сегодня мы вот такие”.
В наследии “золотого века” своей культуры Россия ищет свой национальный характер, свои вечные ценности и вечные проблемы.
“Человеческие качества – они практически не меняются, – говорит баритон Алексей Марков. – Что было триста лет назад, и что сейчас – всё то же. Власть, тщеславие, сребролюбие. История всегда повторяется”.
Денис Локтье, euronews:
“Из российской северной столицы мы отправимся на юг, в горы Кавказа. До встречи через две недели в следующем выпуске передачи “Русская жизнь”!