Китайцы подделывают тяжелый мотоцикл МТ
/ GettyImages
Умению китайцев копировать все, что движется, никто уже давно не удивляется. Но зачем подделывать архаичный концептуально и по конструкции мотоцикл с коляской типа МТ «Днепр»? «Авто24» разобрался с этим вопросом.
Как граждане, несколько лет назад имевшие собственный мотозавод прямо в центре столицы, мы очень ревностно относимся ко всем, кто пытается производить что-то вроде наших МТ «Днепр». Тем более, когда это не сходство, а как утверждает кое-кто – откровенное копирование.
Китайский мотопроизводитель Chang Jiang застрял в технологиях середины ХХ века, но сегодня пытается играть на ностальгических чувствах мотофанов
Но не все так просто. В Китае действительно производятся тяжелые мотоциклы марки Chang Jiang нескольких модификаций. Но началось это не вчера, а еще в 1957-м году, когда из Советского Союза китайцам передали техническую документацию на мотоцикл М-72. Это был удачный байк, который сняли с производства на нескольких советских заводах и заменяли на конвейере на более современные модели.
Китайцев моральная устарелость М-72 не огорчила, они сделали из него боевую единицу Китайской народной армии. Собственно, это не было новаторством, ведь и М-72, и его прототип BMW R71 в свое время стояли на вооружении сильнейших армий мира.
Нынешний Chang Jiang 750 по конструкции – тот же М-72 практически в том же виде, каким он был в 1957-м году, несколько изменили только систему зажигания и электрооборудования. Сайдкар выпускается в нескольких версиях – армейской, обычной гражданской и люксовой. При желании можно выбрать и мотоцикл-одиночку, без бокового прицепа.
Армейская версия Chang Jiang 750 почти лишена хрома и имеет экзотический, как на сегодняшнее время нижнеклапанный двигатель мощностью 24 л. с.
В моторной линейке два двигателя, оба объемом 0,746 л, но у одного мощность 24 л.с., а у другой – 32 л.с. Большая мощность второго варианта достигнута за счет верхнеклапанных головок цилиндров.
Вряд ли Chang Jiang 750 сегодня закупает китайская армия, но производитель пытается продвигать его на рынке как ностальгическую ретромодель. И отсылает при этом почему-то к BMW, используя в некоторых комплектациях даже характерные бело-голубые шильдики. Хотя на самом деле китайцы получили документацию и технологии не от немцев, а с советских заводов, возможно даже с Киевского, который именно в 1956-57 гг. снял с производства М-72 и перешел на выпуск новой модели К-750.
Верхнеклапанная версия 750-кубового мотора Chang Jiang развивает мощность 32 л. с. внешнее отличие от М-72 – трамблер, торчащий в сторону под баком
Интересно, что продавать китайские оппозиты не так давно пытались и на просторах бывшего СССР, но дело не пошло. Что и неудивительно, ведь в гаражах и на дорогах постсоветского пространства до сих пор остаются тысячи экземпляров тяжелых мотоциклов К-750, К-650, МТ “Днепр», «Урал» – более качественных и в разы более дешевых, чем китайский «новодел». Однако, нам известно, что как минимум один Chang Jiang 750 в люксовой версии М1 SUPER был продан в Украине.
Наши зарубежные коллеги-автожурналисты несколько лет назад пытались провести тест-драйв Chang Jiang 750, но у них вышла только фотосессия, поскольку оба взятые на тест мотоцикла не могли двигаться как следует.
Слева – советский М-72 (1941 – 1960 гг.), справа – его китайский клон (с 1960 г.) в люксовой версии. За полстолетия появилось лишь несколько отличий.
Интересно, что один из шести советских мотозаводов, которые в 1941 – 1960 гг. производили “колясочник” М-72, функционирует до сих пор. Ирбитский мотозавод “Урал” успешно занимается производством тяжелых мотоциклов, конструктивно близких к М-72, и реализует их по всему миру для фанатов ретростиля.
Модель К-750 сменила на конвейере Киевского мотозавода устаревший М-72 еще в 1956 году.
С другой стороны, популярность суровых “оппозитников” для настоящих мужчин имеет место и в Украине. Отечественные мотофаны без проблем находят для себя подержанные «Днепры» и «Уралы» – или в качестве основы для кастома, или для эксплуатации в оригинальном виде.
К