Вторник, 8 октября, 2024
16.5 C
Киев
Домой Блог Страница 2254

«Джокер» против «1917». Кто победит в номинациях «Оскара»: прогнозы украинских критиков

9 февраля состоится награждение главной кинопремией мира. В этом году в номинациях «Оскара» тесно, местами предсказуемо. Но есть и неожиданные тренды. Что же это за тренды и почему «Оскар-2020» эксперты Фокуса называют одновременно предсказуемым и необычно редким?

Особенности «Оскара»-2020

Абсолютным рекордсменом по числу номинаций на «Оскар» в этом году является» «Джокер» Тодда Филлипса – лента претендует сразу на 11 статуэток. Чуть меньше, по 10 номинаций, сразу у трех фильмов: военной драмы Сэма Мендеса «1917», эпичного «Ирландца» Мартина Скорсезе и захватывающего «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Что же еще особенного в оскаровских номинантах в этот раз?

«Оскар» этого года очень предсказуемый, — говорит кинокритик Алекс Малышенко.  – В основных номинациях конвенциональные для церемонии награждения фильмы, собранные по разным квотам (за вычетом номинантов на роли второго плана, которые сплошь so white), а по-настоящему необычные авторские работы остались за бортом. Фильму «Маяк» дали одну условную номинацию за операторскую работу, а лента «К звёздам» сражается за «Оскар» в секции «Лучший звук». Отдельно отмечу ещё одного аутсайдера: «Достать ножи». Фильм мог бы претендовать не только на статуэтку за сценарий, но и засветиться в актёрских номинациях.

А вот другой кинокритик и постоянный автор Фокуса Сергей Ксаверов уверен, что в кинопремии «Оскар-2020» есть сразу несколько важных особенностей.  «Это необычно редкий год для «Оскаров» последних лет, — говорит Сергей Ксаверов. – Оскаровскую гонку можно свести обычно к трём составляющим. Первая – это насколько сильный подбор фильмов в соревновании, то есть, удачным ли был прошлый год. И тут бы хватило, по большому счёту, только фильмов Скорсезе, Тарантино и Баумбаха, чтобы признать, что год был уже неплохой. Второе – это кассовые показатели. Из года в год последние лет пятнадцать все только и говорят, что за «Оскары» соревнуются фильмы, которые никто не видел. В этом году ситуация противоположная. Все знают про миллиард сборов «Джокера» в мировом прокате, но факт в том, что из девяти главных номинантов вообще все – это заметные фильмы. Третье – это конкуренция. И это чуть ли не самое интересное, что есть в этом году».

Читайте также:Долгая дорога в траншеях. Фильму «1917» пророчат Оскар – чем он хорош? Главные номинанты среди фильмов

С основными фаворитами «Оскара-2020» все понятно. Основная битва за золото «Оскара» развернется между «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, «Джокером» Тодда Филлипса, «1917» Сэма Мендеса, «Ирландцем» Мартина Скорсезе и «Брачной историей» Ноа Баумбаха.

«1917» — фильм о двух солдатах, выполняющих сложное задание на фронте Первой мировой войны

По мнению экспертов Фокуса, максимальные шансы на статуэтки за лучшие главные роли в этом году – всего у двух актеров. «Есть явные фавориты в отдельных номинациях, — говорит Сергей Ксаверов. — Хоакин Феникс, ко всеобщей радости, кажется, получит свой «Оскар» за «Джокера», а Рене Зеллвегер считается почти верной ставкой на главную женскую роль в «Джуди». Но за главную статуэтку разворачивается неслыханная битва. Конечно, по всем признакам сейчас лидирует «1917» Сэма Мендеса, но не сбрасываем со счетов ни Тарантино, ни «Паразитов». Я редко болею за что-то на «Оскарах», но в годы, когда Тарантино номинируется за режиссуру, как в этом, всегда хочется, чтобы его отметили в этой категории. Будет здорово, если корейские «Паразиты» возьмут не только почти гарантированный фильму «Оскар» за фильм на иностранном языке. Пон Чжун Хо – один из лучших режиссёров, живущих сегодня, и я очень рад, что американская киноакадемия номинировала этот фильм сразу на шесть наград, включая главную и режиссуру».

Еще один эксперт «Фокуса», кинокритик Анна Дацюк, согласна с мнением коллег о хороших перспективах военной драмы «1917» Сэма Мендеса. «Этот фильм, вероятно, получит статуэтки за лучшую режиссерскую и операторскую работу, поскольку и  Мендес, и оператор фильма Роджер Дикенс получили соответствующие награды от режиссерской и операторской гильдии, и вполне заслуженно, — говорит кинокритик Анна Дацюк. – Для «Джокера», у которого сразу 11 номинаций, наиболее вероятны всего две награды: для Хоакина Феникса за лучшую мужскую роль и для Хильдуг Гуднадоттир за лучший саундтрек (я особенно болею за нее – это действительно один из лучших саундтреков в 2020 году, к тому же, она написала саундтрек к сериалу «Чернобыль» на НВО)». По мнению Дацюк, максимальные шансы на статуэтку за «Лучший фильм года», у ленты «1917», а его главным конкурентом можно назвать «Однажды в Голливуде» Квентина  Тарантино.

Читайте также:Прощание Дэниела Крейга и клоунада Марго Робби. Топ-10 ожидаемых фильмов 2020 года

«Однажды в Голливуде», — красочная история Тарантино о киномире 1960-70 годов

Кто из актеров получит статуэтки

А что же с актерскими номинациями? У кого, кроме Феникса, есть шансы получить статуэтку за актерские работы в этом году?

«Лора Дерн, очевидно, возьмет «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в «Брачной истории», даже несмотря на то, что исполнила там еще одну вариацию образа Ренаты из «Большой маленькой лжи», — уверена Анна Дацюк. – Но статуэтку ей дадут за гениальный монолог о роли матери в обществе из «Брачной истории». Я несколько разочарована тем, что в номинацию за лучшую женскую роль не попала Аквафина за «Прощание», но этот «Оскар», скорее всего, уже «отложен» для Рене Зеллвегер за «Джуди» (хотя Йохансон в равной мере заслуживает его за «Брачную историю»). Вероятно, лучшим режиссером назовут Квентина Тарантино, а Бред Питт возьмет трофей за лучшую мужскую роль второго плана – фильмы Тарантино часто приносят «Оскары» его актерам второго плана.

Хоакин Феникс блестяще сыграл психопата Джокера

С основными номинациями более-менее понятно, а что же с фаворитами в других номинациях, которые принято считать второстепенными?

«Мой личный фаворит — «Страна мёда», — говорит Алекс Малышенко. – Фильм претендует на приз как лучшее документальное кино и лучший интернациональный фильм. Это нечастый случай, когда документальное кино сражается в не-документальной секции. Но, скорее всего, эта милая, прекрасно снятая и необычная картина не получит ничего. В номинации на лучший интернациональный фильм вполне справедливо может выиграть «Паразиты». В документальной секции правит политика, и тут все карты у конкурентов «Страны мёда». Вероятнее всего выглядит победа «Пещеры» — хорошего, в целом, фильма про войну в Сирии режиссёра Фераса Феяда, ранее номинированного за «Последних людей в Алеппо». Ему отказали в выдаче американской визы, что может стать ещё одним аргументом за выбор именно его ленты».

Ставку на «Паразитов» как лучший иностранный фильм делает и Анна Дацюк. «Меня очень радует триумф этой ленты, — говорит Дацюк. — Кстати, Пон Джун Хо каждый раз выходит на сцену различных кинонаград и тонко троллит всех присутствующих наличием переводчика рядом с ним (хотя он прекрасно говорит по-английски), а также  комментариями о том, что зрители могут открыть для себя массу крутого кино, если преодолеют такой барьер, как субтитры. Если говорить о других претендентах, то Скорсезе снял эпичное кино, но у «Ирландца» в ключевых, не технических  номинациях, есть шансы разве что в категории «Лучший адаптированный сценарий».

Убедиться в справедливости прогнозов кинокритиков можно будет уже 9 февраля, когда и состоится церемония награждения.

Наиболее вероятные обладатели «Оскаров»-2020 по версии экспертов Фокуса:

  • Лучший фильм – «1917» Сэма Мендеса
  • Лучшая режиссура – Квентин Тарантино / «Однажды в Голливуде»
  • Лучшая операторская работа –  Ричард Диккенс/ «1917»
  • Лучшая женская роль – Рене Зеллвегер / «Джуди»
  • Лучшая мужская роль –  Хоакин Феникс/ «Джокер»
  • Лучшая женская роль второго плана – Лора Дерн/ «Брачная история»
  • Лучшая мужская роль второго плана – Бред Питт/ «Однажды в Голливуде»
  • Лучший иностранный фильм –  «Паразиты» Пон Джун Хо

Интересное кино. Что не так с конкурсом на должность главы Госкино

2019 год прошёл под знаком президентских и парламентских выборов, приведших к тотальной перезагрузке власти. Не стала исключением и культура. Наравне с объединением трёх министерств в единое Министерство культуры, молодёжи и спорта одним из главных инфоповодов в культурной сфере в последние полгода остаётся происходящее в связи с конкурсом на пост главы Госкино. Фокус разобрался во всех его хитросплетениях и этапах, а также узнал, что думают о новой главе Госкино представители киноиндустрии.

Начало перезагрузки

Государственное агентство Украины по вопросам кино (Госкино) — ключевая структура, занимающаяся поддержкой кинематографа. Её важность сложно переоценить, ведь производство фильмов — дело затратное, а из всех культурных направлений именно украинское кино первым приобретает очертания индустрии. В последние годы Госкино запустило конкурсную систему питчингов на получение финансирования под создание фильмов. Только в прошлом году на программу патриотического кино государство выделило 500 млн грн. Для сравнения: в 2018-м эта сумма составила 241,66 млн грн.

Но в работе госструктуры есть и проблемы — к примеру, программа патриотического кино, на которую деньги выделили, а чётких критериев патриотического фильма не разработали.

«Главное достижение киноиндустрии за последние пять лет — то, что она существует. За это время были созданы фильмы, успехами которых мы теперь гордимся»
Дарья Бассель, кинопродюсер

Тем не менее появление системного госфинансирования кардинально изменило рынок. «За последние годы, когда деятельность Госкино нацелена на создание как можно большего количества фильмов, каждый год появляются новые яркие имена: Марина Степанская, Роман Бондарчук, Филипп Сотниченко, Нариман Алиев, Антонио Лукич и др., — говорит Дарья Бассель, кинопродюсер. — Главное достижение киноиндустрии за последние пять лет — то, что она вообще существует, что созданы условия для создания фильмов, успехами которых мы теперь гордимся».

В этот период агентство возглавлял Филипп Ильенко, занимавшийся кроме прочего подготовкой Закона «О государственной поддержке кинематографии в Украине». К его заслугам киношники также относят окончательное формирование украинской продюсерской и конкурсной системы как части международного рынка.

После парламентских выборов Ильенко написал заявление об отставке, а 4 октября прошлого года объявили конкурс на замещение главы Госкино. И уже тогда представители киносообщества сомневались в его прозрачности.

Вторая часть Мерлезонского балета

Опасения подтвердились спустя месяц, когда 8 ноября на сайте Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (НАГС) опубликовали список из 13 кандидатов на должность главы Госкино, а позднее, в тот же день (после тестирования на знание английского языка), — сокращённый список из восьми кандидатов. Большинство этих имён участники культурного сообщества услышали впервые.

Разве что кандидатура директора Одесского кинофестиваля Юлии Синькевич ни у кого не вызывала вопросов. Она уверенно проходила все этапы конкурсного отбора и к последнему туру осталась единственной кандидаткой. «Юлия Синькевич — продюсер и управленец с многолетним стажем, что доказано её эффективной и профессиональной работой, в том числе во главе ОМКФ, — говорит кинопродюсер Наталья Либет. — Она глубоко знает как возможности внутреннего рынка, так и международную киносреду».

Однако ни компетенция, ни единогласная поддержка киносообщества Синькевич не помогли. 21 ноября прошлого года комиссия объявила, что она не набрала достаточного количества баллов на собеседовании в финальном — четвёртом— этапе конкурса. Профессиональное сообщество решило, что это фальсификация. «Конкурс на должность главы Госкино стал фарсом, а ситуация, в которой оказалось агентство и всё украинское кино, драматическая и даже кризисная, — написал на своей странице в Facebook Филипп Ильенко, бывший глава Госкино. — Не представляю, кто теперь вообще согласится участвовать в дальнейших конкурсах на эту должность».

Киношники проводили акции протеста, требуя пересмотреть результаты конкурса, но тщетно. «У меня в голове не укладывается, что конкурсом можно сманипулировать, что его проводят, только чтобы легитимизировать уже выбранного кандидата, — говорит Иван Козленко, генеральный директор Довженко-Центра. — Такие действия власти обесценивают демократические процедуры, подрывают веру в справедливость и делегитимируют выбранную таким образом новую главу Госкино в глазах киносообщества. Если это универсальный принцип, то боюсь представить последствия такой извращённой политики».

«Конкурс на должность главы Госкино стал фарсом, а ситуация, в которой оказалось агентство и всё украинское кино, драматическая и даже кризисная»
Филипп Ильенко, экс-глава Госкино

Но на этом история вокруг Госкино не закончилась, самое интересное было впереди.

Охрана, отмена!

Параллельно с эпопеей с конкурсом произошло ещё одно важное для киносообщества событие: пересмотр результатов 11-го питчинга Госкино. 16 сентября министр культуры, молодёжи и спорта Владимир Бородянский заявил, что «не может лично отменить результаты питчинга, однако рекомендует Совету по господдержке кинематографии их пересмотреть». Также он заявил, что Госкино, по его мнению, вышло за рамки своих законных полномочий, утвердив список победителей, финансирование проектов которых достигает 1,7 млрд грн.

В ответ украинские кинокритики, режиссёры и продюсеры написали министру открытое письмо с призывом отказаться от идеи пересмотра результатов питчинга, поскольку это нанесёт не только финансовый удар по украинскому кинорынку, но и репутационный на международной арене. Авторы письма призвали Бородянского к диалогу с экспертным сообществом, однако ответа не последовало, а результаты питчинга пересмотрели: список победителей сократили со 101 проекта до 46.

Культурный дипломат. За годы руководства Госкино Филипп Ильенко (справа) построил продуктивные отношения с киносообществом. На фото он с Денисом Ивановым из «Артхаус Трафика»

«Пересмотр результатов питчинга легитимен, но имеет негативные последствия, — уверена Наталья Либет. — На внутреннем кинорынке это разочарование в системе госфинансирования проектов. А на внешнем — уменьшение финансирования украинских проектов за счёт государственных фондов других стран, снижение доверия к украинской индустрии и её государственным институциям».

Мнение Либет разделяет и её коллега Дарья Бассель. «Кино не может развиваться в ситуации, когда правила игры всё время меняются, точнее, спускаются сверху, потому что «так будет лучше», — говорит она. — Именно это происходит уже несколько месяцев с момента пересмотра результатов 11-го питчинга».

Международные победы. Благодаря системному госфинансированию кино украинские режиссёры начали получать призы на мировых кинофестивалях. На фото — режиссёр Валентин Васянович с наградой Венецианского кинофестиваля за фильм «Атлантида»

Попытка новой власти «перерешать» уже решённое стала ещё одним тревожным звоночком для киносообщества, когда государство опять продемонстрировало свою управленческую неэффективность. В этих условиях ни о каком системном подходе к продвижению украинского кино на мировой рынок, несмотря на отдельные успехи прошлого года вроде «Атлантиды» Валентина Васяновича или «Додому» Наримана Алиева, и речи быть не может.

Новый конкурс — старый подход

Все эти месяцы Госкино продолжало работать без директора и его заместителей — лишь с временно исполняющей обязанности директора. 27 ноября Кабмин объявил повторный конкурс. Бывший фаворит «гонки» Юлия Синькевич заявила, что участвовать в нём больше не будет. По её словам, иначе она бы признала правоту комиссии, члены которой поставили ей нули на собеседовании. «Я этой правоты не признаю, — говорит она. — Стало очевидно, что ни политической воли к обновлению, ни современного подхода у государства нет. Состав конкурсной комиссии не изменился, реакции от Кабмина не последовало».

К повторному конкурсу на пост главы Госкино допустили девять кандидатов, трое из которых (Сергей Зленко, Сергей Слепак и Станислав Куценко) уже боролись за это кресло в первом конкурсе. В последних числах января появились результаты. «Правительство назначило главой Госкино Марину Кудерчук», — сообщил в своём телеграм-канале Владимир Бородянский.

До этого дня украинское киносообщество о госпоже Кудерчук не слышало. Выяснилось, что с 2017-го она работала в администрации кинотеатра им. Довженко в Запорожье, а в прошлом году стала заместителем главы Запорожской облгосадминистрации. Главная претензия киношников к Марине Кудерчук — её нулевой опыт работы в киноиндустрии. «Решение поставить во главе Госкино такого человека может иметь плачевные результаты, — уверена Дарья Бассель. — Я не вижу никаких точек соприкосновения победительницы ни с кинопроизводством, ни с международным контекстом. А хотелось бы, чтобы главой Госкино стал человек, знающий киноиндустрию изнутри и участвующий в кинопроцессе на международном уровне». Это особенно важно ещё и потому, что должность руководителя Госкино в большей степени не административная, а политическая, и появление у руля агентства человека без соответствующего опыта выглядит как попытка поставить там управляемую фигуру. На Западе резонанс вокруг конкурса на такую должность наверняка стал бы причиной не только отмены его результатов, но и начала серьёзной профессиональной дискуссии о самой системе конкурсного отбора, делающей возможными подобные ситуации. Но голос украинских профессионалов кинорынка ни на одном из этапов эпопеи услышан не был.

Эпопея с конкурсом на замещение должности главы Госкино обнажила отношение новой власти и к управлению культурой в целом, и к отечественной киноиндустрии в частности.

Иван Козленко в беседе с Фокусом на вопрос о Марине Кудерчук говорит, что это «либо беспринципный, либо очень недальновидный человек, что в равной степени опасно. Нужно быть крайне некомпетентным, чтобы не осознавать уровень ответственности на подобной должности. Очевидно, она «выбрана» в качестве эрзац-руководителя, марионетки. И это унизительно для всех, кто честно работает в кино».

Тем не менее разделить ответственность за будущее украинского кино предстоит не только Кудерчук, но и Минкульту в лице Бородянского, который также формирует политику агентства. От комментариев Фокусу министр отказался, однако в эфире шоу «Зворотній відлік» на телеканале «UA: перший» заявил о желании создать рейтинги продюсеров, изменить экспертную оценку проектов во время питчингов и подписывать контракты с их победителями.

Когда именно Марина Кудерчук вступит в должность главы Госкино, пока неизвестно (для этого должен появиться приказ о её назначении). До этого момента она отказалась что-либо комментировать Фокусу, сказав лишь, что «в Госкино есть команда, которая слаженно работает без руководителя уже полгода». Поскольку официально Кудерчук ещё не назначена, под вопросом также и то, кто будет представлять Украину на кинофестивале Berlinale, который откроется 20 февраля. Но даже если к тому времени Госкино перестанет висеть в воздухе, в ближайшее время оно наверняка останется на слуху.

Пингвин в Лапландии. 5 лучших театральных постановок в Киеве

Фото: Малый Драматический Театр

В театральном обозрении Фокуса: социально-психологическая драма о банкротстве, заказном самоубийстве и девичьей чести, иллюстрации к прозе и поэзии, старая трагедия на новый весёлый лад, оживший предмет мужского гардероба и классическая сказка с современной моралью

 В Малом театре поставили «Маклену Грасу»: из подзабытой украинской пьесы 1930-х о махинациях польских дельцов и тяжкой доле польских люмпенов добыли общечеловеческие смыслы. Театр на Печерске инсценировал тексты Сергея Жадана; получилось мозаично и иллюстративно, но местами симпатично. В театре «Актёр» доказали, что сюжет о Дон Жуане можно запросто подать в комедийном ключе. Театр на Подоле остался верен традиционному прочтению классики, однако в его интерпретации гоголевской «Шинели» есть свои фишки. В «Снежной королеве» Театра им. Франко тоже имеются сюрпризы: сказку середины XIX века дополнили современным экологическим месседжем и говорящим по-птичьи пингвином.

«Маклена Граса»  Украинский малый драматический театр

(фото: Алексей Товпыга)

Что: пьеса Миколы Кулиша. Написана в 1933-м, впервые поставлена в театре Леся Курбаса «Березиль». В последующие годы к «Маклене Грасе» режиссёры обращались редко. Из столичных спектаклей постсоветского времени можно вспомнить разве что «Квітку Будяк» — современную адаптацию кулишовской пьесы (текст Натальи Ворожбит, постановка Станислава Моисеева, 2013, Театр им. Франко).

Кто: режиссёр спектакля — 26-летний Дмитрий Весельский, самый молодой театральный худрук столицы. Важная роль в создании постановки принадлежит его брату Станиславу, автору музыкального решения и исполнителю роли пса Кунда. 

О чём: маклер Зброжек пытается завладеть убыточной фабрикой аристократа Зарембского, из расчёта сватающегося к его дочери, но из-за внезапного банкротства остаётся без гроша. Зброжек хочет покончить с собой, но решает организовать собственное убийство — в таком случае его жена и дочь получат крупную страховую сумму. Исполнить задуманное должна 13-летняя Маклена Граса, чью бедствующую семью Зброжек собрался оставить без жилья. Перед Макленой встаёт моральная проблема: убить или не убить? Взять деньги или не брать?

Читайте также:»Свингер» и Дон Жуан. Актер Михаил Кукуюк об экспериментах в театре и закулисье телешоу

Как: с душой, но без фальши, со страстью, но без чрезмерной экзальтации, с юмористическими обертонами, но без хохмачества. Со сценографическими находками — к примеру, подвал, в котором живут Грасы, превратился в крошечный закуток, забраться в который можно только лёжа. С хорошими актёрскими работами — прежде всего Юрия Кулинича (Зброжек) и Юрия Шульгана (Граса). С проникновенным музыкальным рефреном: фраза из сказки об Ивасике-Телесике «Гуси, гуси, гусенята! Візьміть мене на крилята» превратилась в центральный мотив спектакля, в котором воплотилась тоска по вольной воле и мечта об иной жизни.

«Поколение пепси» Киевский академический театр на Печерске

 

(фото: Вероника Литкевич)

Что: спектакль создан по прозаическим фрагментам и стихотворениям Сергея Жадана. Единого сюжета нет, эпизоды разножанровые, связи между ними формально-условные.

Кто: «Поколение пепси» поставила Вероника Литкевич, молодая актриса театра, в последнее время пробующая себя в режиссуре.

О чём: о жизни нашей — нелепой и трогательной, грешной и праведной, бестолковой и трагической. Об эпохе, которую где ни поскреби — под пластиковым покрытием благопристойности обнаруживается ржавая арматура идиотизма. О том, что высокое всегда бок о бок с низким, а порой — и в обнимку. 

Как: это не столько самостоятельная постановка, сколько сценические комментарии к произведениям Жадана. Если прозу Литкевич инсценировала, то поэзия, звучащая преимущественно ближе к финалу, обходится почти без визуальной поддержки. Разнородные пазлы скреплены единой эстетикой, перекликающимися со сценическим действием видео­фрагментами, а ещё — периодическим появлением странной фигуры с синим аватаровским лицом, именуемой в афише богиней Кали (Полина Снисаренко, она же хореограф спектакля). 

Читайте также:Культурный визионер. Влад Троицкий: «Образ «успешного украинца», поедателя сала и любителя горилки никуда не делся» «Дон Жуан. Коктейль»
Театр «Актёр»     

Что: афиша сообщает, что спектакль представляет собой фантазии на основе произведений классиков. Под классиками, вероятно, подразумеваются Тирсо де Молина, Александр Пушкин и Леся Украинка.

Кто: коктейль «Дон Жуана» взболтали драматург Марина Смилянец и режиссёр Максим Голенко, который поставил немало спектаклей по классике, переделанной под современность.

О чём: основная сюжетная канва истории о Дон Жуане, соблазняющем Донну Анну и приглашающем в гости Командора, сохранена, но приключения героя-любовника приобрели по большей части фарсовый характер.

Как: это очень актёрский спектакль, и впечатление от него во многом зависит от того, кто играет. Например, образ Дон Жуана на демоническом мачо Михаиле Кукуюке сидит как влитой, а вот как в нём себя чувствует менее харизматичный Александр Жила, я могу только гадать. В роли вечного нытика Лепорелло я видел фактурного Максима Максимюка, но уверен, что Александр Ярема выглядит в ней ничуть не хуже. И вот ещё что важно: собираясь на спектакль театра «Актёр», не забывайте, что Марина Смилянец — это не Леся Украинка, а «Дон Жуан. Коктейль» — не трагедия, а забава. 

«Шинель» Киевский академический драматический театр на Подоле, Театральная гостиная

(фото: Ira Marconi)

Что: интересно, есть ли здесь люди, не читавшие гоголевскую «Шинель» или хотя бы не знающие, о чём там речь?

Кто: и снова молодой режиссёр, но уже при регалиях: в 2017 году Валерия Федотова стала лауреатом премии «Киевская пектораль» в номинации «лучший режиссёрский дебют» за спектакль «Ослик должен быть худым».

Повесть Николая Гоголя «Шинель» сейчас самый популярный текст на киевской сцене

О чём: о том, как бедный титулярный советник Акакий Башмачкин справил себе новую шинель. Когда её украли, умер с горя, а потом, уже мёртвый, принялся мстить.

Как: не знаю, насколько худым вышел у Федотовой премиальный ослик, а вот Акакий Акакиевич в её спектакле очень щуплый, кроткий, трепетный и вызывающий сочувствие. Ещё одна блестящая роль Романа Халаимова, умеющего перевоплощаться в персонажей совершенно разного склада, — для сравнения можно вспомнить его инфернального Марлена в «Диком поле». Самый оригинальный режиссёрский ход в спектакле — оживающая шинель. В постановке Федотовой она превращается в важного господина приблизительно так же, как это делал гоголевский Нос.

«Снежная королева» Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко 

(фото: Национальный академический драматический театр им.Ивана Франко)

Что: одна из самых известных сказок наиболее знаменитого в мире сказочника. 

Кто: если вы до сих пор не слыхали о Петросяне, постарайтесь запомнить это имя: место Давида в списке самых талантливых молодых режиссёров Украины сомнению не подлежит.

О чём: ладно, «Шинель» кто-то может и не знать, но уж «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена знают все. Или нет?

Как: детская постановка Петросяна получилась гораздо более традиционной, чем взрослые. В ней всё как положено: непременный интерактив («Дети, вы хотите, чтобы Герду отпустили?» Дети оглушительным хором: «Да-а-а!»), экологическая мораль («Кай, ёлки рубить нехорошо! Кай: «Я больше не буду!»), внятные нравоучения («Нельзя заставлять дружить насильно, свобода важнее всего!»). Несколько удивило появление среди персонажей не предусмотренного Андерсеном, смешно повизгивающего пингвина, который вообще-то обитает только в Южном полушарии. С другой стороны, сказка есть сказка, и если режиссёр захочет, в Лапландии появится хоть пингвин, хоть крокодил, хоть чупакабра.

Нельзя, но сильно хочется. Почему игры с сексистскими мотивами нравятся и мужчинам, и женщинам

Фото: Getty Images

В видеоиграх большинство людей ищут отражение своих фрустрированных психологических потребностей, поэтому меньше всего хотят видеть то, что социум считает правильным и позитивным: нет игр о здоровом образе жизни, помощи ближним и т.д.. Геймеры хотят видеть откровенный эротизм, агрессию, хотят того, что запретно. Фокус выяснял, как и почему видеоигры влияют на психику пользователей

Красивая девушка в роскошном наряде в духе сказок «Тысячи и одной ночи» стоит перед вами, склонив голову. На своё усмотрение вы можете сделать её наложницей или горничной. Первое считается повышением, а второе — понижением статуса. Это сюжет популярной видеоигры Game of Sultans (в русскоязычной версии — «Великий султан»), разработанной Mechanist Internet Technologies.

Почти два года она держится в топе по количеству скачиваний App Store, в Google Play число пользователей давно перевалило за 5 млн, притом что почти сразу после релиза «Великий султан» стал объектом общественного возмущения. Шквал критики вызвала даже не сама игра — по сути, это обычная стратегия-войнушка, — а сюжетные элементы, связанные с женскими персонажами. Статус женщины в игре зависит исключительно от доступа к султану и от того, как этот султан оценивает её привлекательность. По существу, женская линия в игре сводится к конкуренции за мужчин. Причём конкурируют они порой весьма неблаговидными методами.

Игра в патриархат

Предсказуемо, что такой подход к построению игрового сюжета вызвал нарекания со стороны женских и правозащитных организаций. Поскольку создатели Game of Sultans указали, что играть в неё можно с девяти лет, на появление игры среагировали несколько родительских ассоциаций. Их особенно задела рекламная картинка с текстовым дополнением, на которой мужской персонаж заявляет, что не любит больше женщину из-за того, что она родила ему урода, и та сюжетная линия, в которой мужчина может управлять внешностью своих игровых детей.

«Когда хвалим вяло, а ругаем бурно, мы мотивируем детей поступать плохо, создаём ассоциативную связь между негативными линиями поведения и сильными чувствами» Александр Иванов, психиатр

Как выразилась Мария Дмитриева, активистка украинского феминистского движения, реклама этой игры предлагает морально терроризировать женщину и даже подвергать физическому насилию, сводит её ценность к сексуальной привлекательности и вообще выглядит так, будто те, кто её продвигает, хотят, чтобы ни одна женщина к ней не прикоснулась. Но вот парадокс, Game of Sultans скачивают игроки обоих полов, женскими персонажами активно пользуются, хотя они мало значат для основной линии игры — военной стратегии. 

Читайте также:Женское царство. Как в Украине изменяется отношение к женщинам и причем здесь феминизм

Несмотря на многочисленные жалобы по поводу сексистского, дискриминационного и потенциально травмирующего содержания игра не теряет популярности. Вероятно, отчасти это объясняется тем, что она доступна на четырёх языках: английском, русском, арабском и турецком. Однако даже в англо­язычных странах, где сильны женские и правозащитные движения, у Game of Sultans предостаточно пользователей, их число продолжает расти.

Не по классике

Психотерапевт Елена Рыхальская объясняет притягательность «Великого султана» и других игр с похожими сюжетами тем, что их создатели пользуются несложными техниками психологического манипулирования. «Речь идёт о манипуляции, рассчитанной на людей, для которых отношения с противоположным полом — проблемная зона, — говорит Рыхальская. — Их в наши дни, к сожалению, великое множество. Это огромный рынок, который кормит не только производителей игр, но и авторов тренингов, вебинаров, «гуру» личностного роста разного масштаба. Очень выгодное позиционирование — зарабатывать на тех, кому не удаётся сделать свою личную жизнь счастливой и гармоничной. Но если вы пользователь такого продукта, важно понимать, что его разработчики не заинтересованы в том, чтобы у вас всё устроилось. Зачастую они поощряют инфантилизм, нежелание развиваться».

 Игра в наложницу. Парадокс в том, что многие женщины не имеют ничего против навязанных популярной культурой сексистских стереотипов 

Психотерапевт подчёркивает, что похожими на Game of Sultans играми особенно легко увлекаются женщины, которые верят в возможность наладить свою жизнь за счёт мужчины. Они же обычно участвуют в тренингах и семинарах из серии «как стать желанной», «как привлечь успешного мужчину», покупают книги, написанные на эти темы. Словом, ищут простые рецепты исключительной женской привлекательности, которая без особых усилий обеспечит им материальное благополучие и защищённость.

Авторы таких рецептов обычно ссылаются на классическое распределение гендерных ролей: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. Однако в действительности вовсе ему не следуют, а предлагают нечто противоположное. «Ситуация, когда женщина начинает охотиться на мужчин, пускай даже богатых и успешных, сама по себе не естественна. Это нарушение гендерных правил психики, те самые сильные и уверенные в себе потенциальные партнёры, ради привлечения которых она старается, будут либо расставаться с ней очень быстро, либо вовсе избегать, — объясняет Елена Рыхальская. — Современная массовая культура тиражирует нездоровую идею женской конкуренции за мужчин. Её эксплуатируют в рекламе потребительских товаров, ориентированных на женскую аудиторию, в реалити-шоу формата «Холостяк» и ему подобных, она же явственно прослеживается в сюжете Game of Sultans. В действительности, следуя этому шаблону, нельзя построить стабильные отношения с психически здоровым человеком».

Читайте также:Праздник с человеческим лицом. О чем нужно помнить 8 марта Параллельные миры

Ирония в том, что отказ от сексистских мотивов в видеоиграх часто ведёт к снижению их популярности. Причём это касается не только мотива охоты на мужчин, но и эротизированных женских персонажей. В прошлом году, например, геймеры раскритиковали новую версию Mortal Kombat не в последнюю очередь из-за антисексистской политики издателя игры Warner Bros. Interactive Entertainment. Женских персонажей, которые в предыдущих релизах изображали в очень откровенных нарядах, с пышными формами, одели в гораздо более закрытые костюмы и сделали менее сексапильными. Пользователей эти перемены не вдохновили.

Социальный психолог Британи Мур, комментируя возмущение геймеров, отмечает, что в видеоиграх большинство людей ищут отражение своих фрустрированных психологических потребностей, поэтому меньше всего хотят видеть то, что социум считает правильным и позитивным. «Игра — параллельный мир, в котором можно позволить себе всё то, что порицаемо или просто недоступно в реальном, — говорит Британи Мур. — Гендерная корректность для геймеров так же скучна, как идея взаимопомощи, толерантности и мира во всём мире. Они хотят видеть откровенный эротизм, агрессию, хотят того, что запретно. Это, в общем, неплохо, потому что даёт эффект разрядки. Снимает напряжение, которое в противном случае могло бы вылиться в реальные действия, нарушающие общественные устои, или стать причиной медицинских проблем».

Современная массовая культура тиражирует нездоровую идею женской конкуренции за мужчин

По словам психиатра Александра Иванова, параллельный мир, созданный современными видеоиграми, стал настолько ярким и привлекательным, что реальность по сравнению с ним кажется серой и обыденной. Это побуждает геймера поскорее вернуться к игре и увеличивает риск формирования зависимости, если у него есть склонность к депрессии или уже выраженное депрессивное расстройство. Помимо прочего, игра — всегда поле сильных эмоций, а большинство современных людей страдают от эмоционального голода. «Эта проблема возникает ещё в детстве, — подчёркивает психиатр. — На хорошие поступки ребёнка родители обычно реагируют спокойно, без особого энтузиазма, зато плохие вызывают очень яркую эмоциональную реакцию, а дети ведь остро нуждаются в наших эмоциях. Когда хвалим вяло, а ругаем бурно, мы, по сути, мотивируем детей поступать плохо, а ещё создаём ассоциативную связь между негативными линиями поведения и сильными чувствами, которая сохраняется на всю жизнь. Поэтому хитами становятся игры, где в центре внимания разрушения, стрельба, драки и порицаемые поступки. Судите сами, существует игра «Достань соседа», а игр о том, как помочь соседу, нет, и вряд ли они появятся. Нет игр о здоровом образе жизни, помощи ближним — словом, о том, что общество считает правильным и позитивным. Это происходит не в последнюю очередь потому, что детский опыт большинства людей подсказывает: хорошими поступками сильных эмоций не вызовешь».

Как отмечает Елена Рыхальская, подмена реальных впечатлений виртуальными — серьёзный риск для психического здоровья. Помимо прочего это может катализировать развитие шизофрении, если к ней есть предрасположенность. Соблазн такой подмены особенно велик для человека, который по каким-то причинам не может позволить себе жить, как ему хочется. Чрезвычайно опасно увлечение видеоиграми для детей и подростков, у которых из-за инфантильности родителей не оказывается перед глазами адекватных примеров поведения. Они просто усваивают предложенные игрой шаблоны, иногда даже не отдавая себе отчёта в их деструктивности. 

Пик распространения коронавируса ожидается на 14-15 апреля — Минздрав

Виктор Ляшко

КИЕВ. 6 апреля. УНН. В Украине ожидается пик распространения коронавируса 14-15 апреля. Об этом сказал заместитель министра здравоохранения Виктор Ляшко в эфире ток-шоу «Свобода слова», передает УНН.

“Мы

На Житомирщине 3 новых случая COVID-19

КИЕВ. 6 апреля. УНН. По состоянию на 22:00 6 апреля 2020 в области зарегистрировано 14 лабораторно подтвержденных случаев COVID-19. Сегодня, 6 апреля, в области обнаружили еще 3 новых случая этого заболевания. Об этом сообщил на своей странице в сети Facebook председатель ОГА Виталий

В Тернопольской области обнаружили восемь новых случаев COVID-19, всего — 168

КИЕВ. 6 апреля. УНН. По состоянию на 22:00 6 апреля по данным областного лабораторного центра на Тернопольщине зафиксировали 8 новых случаев COVID-19. Об этом сообщает УНН со ссылкой на Тернопольский штаб для борьбы с коронавирусом.

“Согласно данным областного

Во Львове врачей инфекционной больницы тестируют на COVID-19

КИЕВ. 6 апреля. УНН. Во Львовской областной инфекционной клинической больнице тестируют медицинский персонал. Сейчас случаев заболевания коронавирусом у медиков не обнаружено. Об этом сегодня, 6 апреля, в интервью Гал-инфо рассказал главный врач Львовской областной

В Днепропетровской области обнаружили 12 новых случаев коронавируса: среди инфицированных двое подростков

КИЕВ. 6 апреля. УНН. В Днепропетровской области обнаружили 12 новых случаев коронавируса. Заболевшие — жители Днепра, Первомайска и Синельниковского района. Среди инфицированных — двое подростков. Об этом сообщил председатель Днепропетровской ОГА Александр Бондаренко,

В Одессе подтвердили COVID-19 еще у трех человек

КИЕВ. 6 апреля. УНН. В Одессе коронавирус лабораторно подтвердили еще у трех человек, теперь количество больных — достигло тридцати. Об этом написал в Facebook председатель Одесской ОГА Максим Куцый, передает УНН.

«Лабораторным центром Минздрава в Одессе подтверждено