Ученые признали обоснованным закрытие воздушного сообщения в связи с извержением исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году. Статью со своими выводами исследователи опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ее содержание приводит .
Вулканический пепел опасен из-за сильного ухудшения видимости и риска попадания в турбину самолета. В этом случае его частицы могут расплавиться и облепить лопасти турбины. В результате температура в двигателе опустится ниже допустимой черты и он просто остановится.
Проанализировав образцы пепла вулкана Эйяфьятлайокудль, ученые пришли к выводу, что он был необычно мелким. Если обычно количество частиц пепла размером 10 микрометров составляет не больше 2% от всех выбросов вулкана, то в пепле Эйяфьятлайокудля их было целых 20%. Мелкие частицы, как правило, не опускаются на землю, а разлетаются на большие расстояниях от вулкана, и поэтому особенно опасны.
Кроме того, большинство частиц из-за особенностей извержения имело неправильную форму с острыми краями. Такие фрагменты очень опасны для людей, поскольку могут серьезно повредить легкие. Кроме того, благодаря большой площади своей поверхности, такие частицы могут переносить на себе вредные вещества.
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль началось 21 марта 2010 года. Выбросы пепла стали причиной самого масштабного закрытия воздушного пространства над Европой со времен Второй мировой войны. В частности, полеты были полностью приостановлены над Великобританией и Данией. Убытки от закрытия аэропортов в общей сложности составили $1,5-2,5 млрд, более 10 миллионов пассажиров пострадали от перебоев авиасообщения.