В Верховной Раде сейчас находятся на рассмотрении три законопроекта о доступной растаможке автомобилей.
Они предусматривают упорядочение структуры акцизного налога и внесение соответствующих изменений в Налоговый и Таможенный кодексы. Согласно им, предлагается освободить от уплаты акцизного налога на новые и подержанные транспортные средства от 1 января 2021 года.
Также предлагается освободить от уплаты акциза уже в 2020 году участников и ветеранов АТО, которые ввозят один легковой автомобиль (или грузовой полной массой до 3,5 тонны, или автобус, или прицеп) для личного пользования.
Итак, сколько именно получится сэкономить в случае отмены акциза? В качестве примера был взят автомобиль 2005 года выпуска с объем двигателя 2000 кубических сантиметров (2 литра). Предположим, что цена, по которой был приобретен этот автомобиль, составляет 3 тысячи евро. Возраст такого авто – 14 лет (учитываются только полные годы), поэтому возрастной коэффициент – 14, коэффициент объема двигателя – 2, базовая ставка – 50 евро. Перемножаем – получаем 1,4 тысячи евро.
Если к этому добавить пошлину – 300 евро и НДС – 600 ЕВРО, получим 2300 евро. То есть, в нашем случае размер акциза оказался даже больше, чем половина всех затрат на таможенное оформление, а растаможка в целом – не намного меньше первоначальной стоимости авто.
Таким образом, можно констатировать, что отмена даже одного платежа, пока речь идет об акцизе, существенно удешевит таможенное оформление автомобиля и, как следствие, уменьшит его окончательную стоимость. При этом нужно понимать, что чем дешевле и старее автомобиль, тем большую долю в его конечной стоимости будет занимать акциз.
Отметим, что в Верховной Раде еще осенью 2019 года зарегистрировали два законопроекта о доступной растаможке авто на еврономерах. Однако их до сих пор не рассмотрели.