Четверг, 21 ноября, 2024
1.5 C
Киев

К прочтению

ГлавнаяКультураУкраинские художники всё лучше продаются на Западе

Украинские художники всё лучше продаются на Западе

Работы современных украинских художников всё чаще попадают на престижные западные аукционы. О буме говорить рано, но потенциальные звёзды среди наших уже есть «Проходите, только осторожно – головой не ударьтесь, – приглашает на экскурсию по мастерской в просторном подвале на Печерске художник Олег Тистол. – У меня самая комфортабельная мастерская в Киеве, есть душ и туалет». Стоит даже посудомоечная машина. «Стоила 200 евро. Но когда Тистол моет посуду, это обходится дороже, ведь он тогда не рисует», – шутит художник. Аргумент достаточно серьёзный: картины Олега Тистола стоят недёшево – счёт идёт на десятки тысяч долларов.

На февральских торгах дома Phillps de Pury & Co картина Тистола «Лампа» ушла за $26,225. На этом же аукционе, где выставлялись произведения Энди Уорхола, Дэмиэна Хёрста, Аниша Капура и других арт-звёзд, продались полотна украинцев Винни Реунова Broadcast Recycle за $16 тыс. и Анатолия Криволапа «Луна над рекой» за $48 415.

Приобретают украинцев за рубежом не только отечественные коллекционеры. «Симон де Пьюри (президент аукционного дома Phillips de Pury & Company. – Фокус) купил несколько моих работ в свою частную коллекцию, а также работы Николая Маценко, Василия Цаголова и Арсена Савадова. На аукцион он отбирает картины знакомых художников», – рассказывает Олег Тистол о законах арт-рынка.

Прорвались Об интересе западной публики к украинскому контемпорари-арту активно заговорили в 2007 году, после продажи на Sotheby’s фотографии Арсена Савадова из серии «Донбасс-Шоколад» и снимка Бориса Михайлова из серии «У земли». Правда, оба художника тогда попали в категорию «Российское искусство». Похожая ситуация повторилась спустя полтора года, когда появилась информация о продаже полотна «Оно» Ильи Чичкана на торгах аукционного дома Phillps de Pury & Co. Картину на аукцион, впрочем, выставил её тогдашний владелец, поэтому сам автор на громкой продаже не заработал. Зато поднялись цены на остальные его произведения.

Новый виток в отношениях украинских художников с Западом произошёл в июне 2009 года, когда аукционный дом Sotheby’s отобрал 18 работ современных авторов и выставил их на торги в категории «Российское и украинское искусство». Из представленных лотов ушла половина на общую сумму 250 тыс. фунтов, и о вторых подобных торгах эксперты Sotheby’s пока молчат. Спустя три недели после торгов Sotheby’s ещё шесть украинских полотен были проданы на аукционе Phillps de Pury & Co.

В 2011 году после этого же аукциона участники украинского арт-рынка вновь заговорили о национальном прорыве. Дополнительный аргумент – предстоящие в конце весны торги Phillps de Pury в Нью-Йорке. «Вот эта картина туда поедет», – показывает Тистол уже аккуратно упакованное полотно с фирменной пальмой. Вместе с картиной Тистола в Нью-Йорк отправятся работы Реунова, Криволапа и Игоря Гусева.

На вопрос, изменилось ли отношение к украинскому искусству на Западе за последние годы, Олег Тистол рубит правду: «Я сейчас скажу страшную вещь. На Западе никогда не было отношения к украинскому искусству, оно там до сих пор не идентифицировано». Самому Тистолу, впрочем, это не мешает: его картины стали появляться в собраниях западных музеев ещё 20 лет назад. Как и работы ещё двух мастеров – Василия Цаголова и Арсена Савадова.

Наши там Одесситку Оксану Мась застать в Украине оказалось сложно. Из Одессы художница летит в Москву, где её знают даже больше, чем в Киеве, оттуда – в Венецию. Там Мась должна закончить работу над украинским павильоном – она будет представлять Украину на Венецианской биеннале-2011.

Молодым художникам, которые только собираются «рубить окна» в мир, Оксана советует чаще бывать на крупнейших мировых арт-выставках и «мыслить не украинскими масштабами, а планетарными». Она знает, о чём говорит: за многолетнюю карьеру Мась успела отметиться и в концептуальном контемпорари-арте, и в более понятном массовому зрителю салонном искусстве, граничащем с китчем. Результаты этой активности уже видны: художница востребована не только в России, но и на западном рынке. Её интересы в Швейцарии, к примеру, представляет известная галерея Barbarian Art.

Много работают, неплохо продаются и практически живут за рубежом Борис Михайлов (в Германии), Арсен Савадов (в США) и Роман Жук (в Голландии). Востребованными в Америке оказались работы Жанны Кадыровой и Владимира Кузнецова – этих художников представляет открывшаяся в прошлом году в Майами Black Square Gallery. И в США, и во Франции активно выставляются и продаются Виктор Сидоренко и Антон Соломуха.

«Со стороны западных коллекционеров наблюдается спрос на современных украинских авторов, – говорит галеристка Татьяна Миронова. – Но ажиотажем и стабильностью он пока не отличается. Однако есть прогресс». Уверенность галеристки поддерживают недавние продажи: в Майами, к примеру, MironovaGallery продала «Левитацию» Виктора Сидоренко коллекционерам Соломону и Элизабет Гальски за $30 тыс. , а работу Оксаны Мась из серии «Нанятые видеть сны» стоимостью $25 тыс. приобрела семья американских продюсеров Киршнер. С 30 марта по 3 апреля галерея выставит стенд на «Арт-Монако», а уже в ближайшем будущем собирается активно сотрудничать с аукционным домом Christie’s.

Застолбить территорию «Когда мы говорим о западном коллекционере, прежде всего речь идёт об инвесторе. А галереи консультируют этого инвестора и помогают ему формировать коллекцию», – рассказывает Анна Милашевич, недавно открывшая в США Black Square Gallery.

В Украине найти галерею, которая бы последовательно продвигала украинцев на Западе, сложно. В этом же направлении работает, например, PinchukArtCentre, но на некоммерческой основе. «Выход на международные аукционы был у некоторых львовских художников ещё 20 лет назад, – говорит художник Анатолий Криволап. – Но это всё носило эпизодический хаотичный характер. Всё решает массив, а массива не было».

Чтобы создать массив, нужны галереи и арт-дилеры, которые будут работать с каждым художником индивидуально. «Работать» – означает вкладывать в него деньги, например, печатать его работы в ведущих арт-изданиях, возить на ярмарки и биеннале. «Очень важно на Западе провести грамотно организованную персональную выставку, которая должна длиться как минимум месяц-полтора. Всё это выливается в большие инвестиции со стороны галереи, но иначе нельзя», – рассказывает Анна Милашевич. Её Black Squre Gallery в начале апреля готовит открытие персональной выставки Жанны Кадыровой, в сентябре покажет работы Владимира Кузнецова и параллельно начнёт сотрудничать с Алексеем Саем. «С украинскими художниками работать на первых порах убыточно, но мы на это идём, потому что видим потенциал», – объясняет свою позицию галеристка.

Не думает о быстрой прибыли и арт-дилер Игорь Абрамович. Он начинал с транспортировки произведений искусства, одновременно собирал свою первую коллекцию, сейчас представляет на Западе интересы Тистола, Реунова, Цаголова, Криволапа и ещё нескольких украинских художников. «Сегодня моя цель – сделать украинское искусство узнаваемым на мировом арт-рынке, — говорит Игорь. – Я знаю, что когда-нибудь заработаю на этом первый миллион. И картины наших художников будут стоить $200–300 тысяч». У него уже есть план: в мае – большие нью-йоркские торги Phillps de Pury & Co, в июне – участие в Sotheby’s, в следующем году – большая выставка украинского искусства в престижной Saatchi Gallery.

Юлия Куприна, Фокус

Другие Новости

Последние