Решение ФИФА о будущих хозяевах чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов вызвало ещё больше пересудов, чем подготовка к голосованию Выступление министра спорта, туризма и молодёжной политики РФ Виталия Мутко в Цюрихе в день голосования уже разошлось по сети забавными ремиксами. Министр старался, но речь его больше напоминала ответ ученика средней школы, наспех переписавшего домашнее задание у подружки-отличницы и старательно зазубрившего английские слова, нацарапанные кириллицей на шпаргалке.
«Лет ми спик фром май харт ин инглиш. Тодэй из э юник тайм фо май кантри энд фо ФИФА», – неуверенно начал Мутко, поставив ударение в аббревиатуре на первом слоге, что сразу придало Федерации налёт легкомысленности и взбалмошности.
Мутко, перефразировав путинское «снег будет», заверил чиновников, что Россия сделает всё, чтобы ЧМ прошёл на должном уровне, и намекнул, что за финансированием дело не станет. Под конец он пообещал, что в 2018 году заговорит на английском не хуже «френда» Джека Томпсона (вице-президент ФИФА), чем вызвал в зале оживление.
Проигравшие страны на выбор ФИФА обиделись и в очередной раз обвинили чиновников в закулисных договорённостях и коррупции. Некоторые горячие головы и вовсе хлопнули дверью и отказались в будущем участвовать «в фарсе под названием подача заявки на право проведения ЧМ». Многие эксперты лишь развели руками: судя по тому, как выбирают хозяев ЧМ, наличие инфраструктуры и стадионов у претендентов – небольшой плюс в глазах ФИФА. А вот перспективность российского рынка для футбольного бизнеса – более весомый аргумент. Об этом рынке открыто говорил и сам президент ФИФА Зепп Блаттер в начале года после встречи с президентом Дмитрием Медведевым. Блаттер намекнул, что склоняется в пользу заявки РФ. «Россия – это целый континент, у них огромные планы по экспансии в футболе», – объяснил свою лояльность к РФ президент ФИФА.
Премьер Владимир Путин прилетел в Цюрих сразу после оглашения победителей. Кто-то трактовал это опоздание как неуверенность в победе РФ, другие же утверждали: не поехал на голосование, потому что и так всё было решено. Путин сразу перешёл к делу и заявил, что на ЧМ в бюджете заложены «колоссальные деньги». Предварительная смета, по словам премьера, – $10 млрд. Впрочем, Путин тут же добавил, что рассчитывает на «частно-государственное партнёрство», и, указав пальцем на сидящего в зале миллиардера Романа Абрамовича, предложил: «Пусть раскошелится, у него много денег». Абрамович только улыбался в ответ, но через своего пресс-секретаря на следующий день поспешил заверить, что в его планы строительство стадионов не входит. Впрочем, до 2018 года далеко, и кто знает, какие аргументы найдутся у власти для направления частного капитала в нужное русло, ведь помимо стадионов в России нужно возвести немало объектов для ЧМ. Но уложиться в $10 млрд. России вряд ли удастся, и ЧМ-2018, скорее всего, легко превзойдёт проект «Сочи-2014», который уже вылился в сумму более $40 млрд.
Россияне также надеются, что ЧМ привлечёт в страну не только туристов (всем болельщикам обещают безвизовый режим), но и инвестиции, а курс рубля немного укрепится. Первые сливки сразу после голосования успели снять строительные и металлургические компании – их акции и облигации позитивно отреагировали на решение ФИФА. Изменит ЧМ и столицу России, считают многие эксперты. Реконструкция аэропортов, новые гостиницы, обновлённые стадионы, правопорядок и лёгкость передвижения по городу – некоторые обещания пока звучат для москвичей как фантастика. Но мэр Белокаменной Сергей Собянин уже бодро заявил: «Всё, что касается Москвы (а это три стадиона), должно быть исполнено».
Ещё один имиджевый плюс ЧМ-2018 – хоть как-то отвлечь мировую общественность от скандалов с файлами Wikileaks. Хотя для многих решение ФИФА стало ещё одним поводом поговорить о коррупции. «В Цюрихе 2 декабря мы одержали важнейшую победу. Не только футбольную, но и ментальную, и, можно сказать, цивилизационную. Мы доказали, что монетократия продолжается. Что она универсальна и существует поверх корпоративных правил и национальных границ. А значит, мы можем спать спокойно, совершенно не опасаясь конца», – прокомментировал победу РФ известный российский политолог Станислав Белковский.
Штрафные удары Пока в Цюрихе готовились голосовать за страны-претенденты, вокруг ФИФА гремели скандалы 1. Два представителя исполкома ФИФА – Амос Адаму и Рейнальд Темарии согласились продать свои голоса за 500 тыс. и 1,5 млн. фунтов соответственно за поддержку американцев. Покупку пытались оформить два журналиста британской Sunday Times, представившиеся бизнесменами. После разоблачения чиновников отстранили от голосования.
2. Би-би-си также занималась расследованием деятельности футбольных чиновников. В документальном фильме «Панорама», вышедшем в эфир накануне голосования, речь шла о случаях взяточничества среди чиновников ФИФА.
3. Бывший генсек ФИФА Мишель Цен-Руффинен заявил, что в исполкоме немало людей, готовых продать свой голос, а также назвал президента Зеппа Блаттера коррупционером.
4. Ещё один член исполкома, Джек Уорнер, ранее обвинённый в спекуляции билетами на ЧМ мира в ЮАР и заявлявший о том, что право проведения ЧМ-2018 надо отдать Англии, тоже стал объектом внимания прессы. В СМИ появилась информация, что Уорнер, его коллеги и их семьи получали подарки от австралийцев, также участвовавших в отборе.
5. Незадолго до голосования стало известно, что испанцы договорились с катарцами поддерживать друг друга, что противоречит законам ФИФА.
6. Глава английского заявочного комитета-2018 Энди Энсон, обидевшись на всего два голоса в первом туре, пообещал, что его страна больше не станет претендовать на ЧМ, если голосование будет закрытым.
7. В 2007 году ФИФА ввела новые правила ротации ЧМ, вызвавшие возмущение специалистов. Согласно правилам, одна конфедерация получила право проведения каждого третьего (вместо каждого второго) чемпионата.
8. Президент английского клуба «Лидс» Кен Бейтс призвал «самые футбольные» страны Европы – Англию, Испанию, Италию, Францию и Германию – выйти из ФИФА и оставить её с носом, организовав отдельную федерацию.
Яна Седова, Фокус