Российский журналист Леонид Парфенов в речи на церемонии вручения ему премии имени Влада Листьева в Москве подверг резкой критике нынешнее состояние российского телевидения. Парфенов стал первым лауреатом этой премии, присуждаемой за яркое воплощение на экране творческих принципов знаменитого журналиста, убитого в Москве в 1995 году, передает Би-Би-Си.
Принимая награду, бывший звездный ведущий НТВ, бывший главный редактор журнала «Русский Newsweek» и автор многочисленных телевизионных проектов отметил, что, так как это профессиональная премия, он разделяет ее со своими коллегами – соавторами и командой, которая трудится над телепроектами.
Парфенов начал свою речь с рассказа о том, что побывал в больнице у жестоко избитого журналиста газеты «Коммерсант» Олега Кашина.
После этого Парфенов сделал целый ряд критических замечаний по поводу ситуации на российских федеральных телеканалах. «Вряд ли назовешь его (российское телевидение – ред. ) гражданским общеполитическим институтом», — сказал Леонид Парфенов.
Анализируя состояние современного телевидения в России, Парфенов сказал, что, по его мнению, в 2000-е годы произошло «огосударствление телеинформации», а все темы поделились на «проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ».
Парфенов также отметил явный недостаток в федеральном телеэфире критических или скептических суждений о президенте и премьер-министре страны. «Высшая власть предстает дорогим покойником – о ней только хорошо или ничего», — сказал в своем выступлении автор проекта «Намедни».
Приемы нынешнего российского телевидения Леонид Парфенов сравнил с тем, как строилась телевизионная работа в СССР – протокольные съемки встреч в Кремле, интонационные поддержки в тексте. «Это не новости, а старости», — сказал Парфенов.
«Я сам не борец и от других подвигов не жду, но надо хотя бы назвать вещи своими именами», — подытожил журналист.
Парфенов упомянул также, что в четверг до начала церемонии вручения премии он встречался с журналистом «Коммерсанта» Олегом Кашиным, жестоко избитым три недели назад в центре Москвы. «До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ», — заметил Леонид Парфенов.
«… большая часть населения уже и не нуждается в журналистике. Когда недоумевают: ну, побили, подумаешь! мало ли кого у нас бьют, а чего из-за репортера-то такой сыр-бор? – миллионы людей не понимают, что на профессиональный риск журналист идет ради своей аудитории», — говорит Парфенов.
Как заключил он, «Журналиста бьют не за то, что он написал, сказал или снял. А за то, что это прочитали, услышали или увидели».
Газета «Коммерсант» называет речь журналиста, в которой он раскритиковал цензуру на российском телевидении, «гражданским подвигом».
Премия имени Влада Листьева была учреждена Фондом «Академия российского телевидения» (АРТ) и Первым каналом весной 2010 года. Денежный эквивалент премии составляет 1 миллион рублей.
Тем временем Европейский Союз обеспокоен заявлениями о применении силы по отношению к журналистам в Украине. Также Евросоюз надеется на то, что будет достигнут прогресс в незавершенных расследованиях, в частности дела об убийстве Георгия Гонгадзе.
После прихода к власти Виктора Януковича и его команды всё чаще начали появляться заявления украинских журналистов о цензуре и давлении. Так, в мае журналисты ТСН и СТБ заявили о введении цензуры на телеканале. Позже телеканалы ТВі и 5 канал заявили о намерении властей лишить их частот.