«Цифра» пленке – не помеха

0
35

Несмотря на то, что фотоискусство с трудом пробивает себе дорогу к пониманию среди широких слоев населения, отдельные представители культурной прослойки взялись осваивать эту целину. Директор аукционного дома «Fotostyle» Владислав Вакуленко 11 июня проведет третьи торги украинской коллекционной фотографии. Ровно год назад – в июне 2010 года – был «брошен пробный шар».

Как признаются сами организаторы, на быстрый успех они не рассчитывали. К сожалению, фотография как вид изобразительного искусства в нашей стране еще не пользуется авторитетом в качестве предмета коллекционирования и уж тем более как способ инвестирования. Любой Вася Пупкин, пройдясь с ленцой по фото-вернисажу, без тени сомнения всегда скажет, что так (! ) – он точно может. Не может – уверен Владислав и считает, что идет «верным путем», поскольку за год, по его мнению, произошли грандиозные изменения. Прежде всего, существенно выросло количество лотов. Если на первых двух аукционах было представлено по 60 лотов (ценовой диапазон от $100 до 4000), то сегодня уже предлагается 104 работы, разбитые на несколько блоков: антикварная, соцреализм, концептуальная, фэшн-фотография, жанровая. Топ-лоты третьего аукциона – триптих Игоря Карпенко «Искусство пука» с эстимейтом $6000-9000 и работа Дмитрия Кавсана «Европа+Азия», оцененная в $5000-7000.

И хотя на первом аукционе продалось всего 18, а на втором около 20 лотов, организаторов это не обескураживает. Понятно, что на торговле с такими объемами много не заработаешь. «Наш аукционный дом – благотворительная организация, – рассказывает Владислав Вакуленко. – Всю прибыль, все, что зарабатывает Аукционный дом, мы будем вкладывать в Фонд развития детского творчества, в котором будут секции скульптуры, живописи и фотографии – непосредственно наш блок. Дело в том, что, согласно договоренностям, каждый фотограф, сотрудничающий с нами, проведет бесплатно 1-2 мастер-класса для малоимущих детей. Конечно, главная наша цель – развитие фотографии в Украине. Так как в Европе уже только аукционной деятельности в этой сфере около 25 лет. В Москве – меньше 8 лет, но у них успешно функционируют галереи, специализирующиеся исключительно на фотографии. В Украине есть несколько фотохудожников, но, поскольку здесь их творчество не востребовано, они успешно себя развивают в Европе сами».

При первичной оценке фотографии прежде всего учитывается размер, год печати, вид печати, и, конечно, большую роль играет сам автор. Следующий важный аспект – бестиражная фотография, отпечатанная вручную, всегда ценится выше, чем тиражная, поскольку сама работа обходится дороже. Все-таки нужно иметь лабораторию, реагенты… «Несмотря на стремительное развитие цифровой фототехники, ее качество почти сравнялось, но еще не «доросло» до качества пленки, – уверен Владислав. – Все-таки на пленке еще можно увидеть больше зерна и т. д. Так что она всегда будет в цене».

В вопросах коллекционной фотографии один из главных моментов – количество отпечатков. Чем выше тираж с одного и того же негатива, тем меньше стоит каждый из них и тем ниже его инвестиционный потенциал. Например, представленные на июньских торгах фотоработы Игоря Карпенко и Дмитрия Кавсана существуют в единственном экземпляре. Аукционный дом «Fotostyle» на каждую работу заключает авторский договор (если это не галерейное предложение) о передаче имущественных авторских прав на произведения (фотографии), которые он продает. «Если у нас в каталоге указаны четыре экземпляра, то мы отвечаем за то, что их больше отпечатано не будет, – поясняет Владислав. – У нас был прецедент, когда в рекламных целях на флаерах была использована наша фотография. Мы моментально среагировали, и весь тираж был уничтожен. До суда не дошло, люди все прекрасно понимают сами. Я ведь адвокат, и моя специализация – авторское право на произведения изобразительного искусства».

Да, за фотографиями очередь в Киеве не выстраивается, но, понятное дело, определенный интерес существует. «Коллекционеры у нас есть, – продолжает рассказ Владислав, – но они все-таки собирают зарубежную фотографию: там имя, там цена, там тираж, поскольку у них основные позиции уже «устаканены». Все-таки 25 лет проходят торги на таких аукционах, как Sotheby’s, Christie’s… На последнем аукционе Phillips de Pury, одном из ведущих по фотографии, из 261 лота «ушло» 235, и выторг у них составил 6 млн. долларов. Sotheby’s и Christie’s за один специализированный аукцион «делают» $1,5-2 млн. Но, тем не менее, самая дорогая фотография в мире висит у нас в Киеве: диптих «99 центов» Андреас Гурски, в 2007 году ушел с молотка за $3 340 456.

Несмотря на то, что у нас есть деньги, есть возможности заниматься зарубежной фотографией и быть в любом случае «в плюсе», мы решили пойти ва-банк и попробовать провести первые четыре аукциона с участием украинских, в крайнем случае российских, фотографов. Мы пытаемся специально «поднять» Украину, для того чтобы выйти на международный рынок со своим товаром, а не перепечатывать, переделывать чужое. У нас на самом деле много талантов. Очень много фотографов уезжают в Европу, потому что здесь они не востребованы. А это жалко. Пока не ценят, но будут», – с верой в успех своего детища резюмировал Владислав Вакуленко.

Фото предоставлены организаторами