В масштабном и весьма разнообразном жанре «военная драма» особое место всегда занимали кинопроекты, посвященные танковым баталиям или нелегким будням танкистов. Демонстрация различных боевых машин и их сокрушительной мощи неоднократно использовалась режиссерами как инструмент для придания повествованию масштаба. Естественно, при этом возникали различные трудности как технического, так и творческого характера, ведь необходимо было не только эффектно продемонстрировать зрителю гусеничных монстров, но и попытаться добиться максимальной исторической достоверности. С последним всегда было весьма непросто, так как зачастую необходимая техника существовала лишь в виде музейных экспонатов, и, если они и оказывались на ходу, то нужно было найти тех, кто сможет ими управлять. Режиссеры, кинооператоры и художники-постановщики пытались по-разному решать эти проблемы, прибегая к различным хитростям, вроде камуфляжа или комбинированной съемки. В этой заметке мы предлагаем список лучших, по нашему мнению, фильмов о танках и танковых сражениях, как отечественного, так и иностранного производства.
«Освобождение: Огненная дуга» (1968)
Естественно, начать стоит с, пожалуй, самого масштабного проекта — советской киноэпопеи «Освобождение», а точнее, ее первой серии под названием «Огненная дуга». Как следует из заглавия, картина посвящена Курской битве, происходившей летом 1943 года, в процессе которой состоялись беспрецедентные танковые баталии. Это был поистине международный проект, так как в его создании принимали участие не только советские артисты, но также актеры из Германии, Польши, Италии, Румынии и других стран. В качестве консультантов выступали непосредственные участники тех событий.
Режиссер Юрий Озеров требовал максимально возможного соответствия всех деталей исторический эпохе. Так, мундир Сталина шил тот же самый портной, что обслуживал самого «вождя всех народов», а экипировку солдат нашли на складах, где она хранилась со времен войны. Другое дело — танки. Если с отечественными машинами проблем не возникло, то с немецкими все было сложнее. К моменту начала съемок ни в СССР, ни в ГДР не было ни одного действующего танка Тигр или Пантера, поэтому на шасси Т-34(85) с помощью фанеры и иных подручных средств были изготовлены несколько бутафорских копий немецких машин для крупных планов, на общих планах снимали советские танки Т-55 слегка видоизмененные и перекрашенные. В общей сложности министерством обороны СССР были выделены для съемок 150 танков, что говорит само за себя.
К сожалению, создателям «Огненной дуги» не удалось получить разрешение на съемки в исторических локациях по вполне банальной причине: под Прохоровкой и в иных местах земля была настолько нашпигована неразорвавшимися бомбами и снарядами, что еще в конце 60-х годов сохранялась реальная опасность их детонации из-за использования пиротехники. Фильм пользовался огромной популярностью в СССР, хотя отдельные его эпизоды подвергались критике со стороны ветеранов-танкистов. Например, советскому танковому ассу Владимиру Бочковскому не понравилась сцена, в которой горящие немецкий и советский танки съезжают в реку, а их экипажи вступают в рукопашную. По его утверждению, такого не могло быть, так как танкисты в первую очередь бросились бы тушить свои машины.
«Жаворонок» (1964)
Среди отечественных фильмов о танкистах особое место занимают в той или иной степени основанные на реальных событиях истории о побеге из немецкого плена, среди которых самым ярким представителем является драма «Жаворонок» 1964 года выпуска. Действие происходит на территории Германии в 1942 году. В центре сюжета механик-водитель по имени Иван, которого немцы принуждают участвовать в испытаниях новых противотанковых орудий, используя в качестве мишеней захваченные на поле боя советские танки, управляемые пленными экипажами. Главный герой собирает в лагере свою собственную интернациональную команду, в которую входят красноармейцы и участник французского сопротивления. Вместе им удается вырваться на «тридцатьчетверке» с полигона. Они пытаются с боем пробиться к аэродрому, по пути уничтожая технику противника и наводя ужас на жителей небольших городков, находящихся в глубоком тылу. Один за одним герои погибают, последним из них — Иван, который спасает маленького мальчика, едва не угодившего под танк.
«Т-34» (2018) В 2018 году уже российским кинематографом была предпринята попытка переосмысления этого сюжета в картине «Т-34». Драматические события Второй мировой войны в ней сводятся к персональному противостоянию двух ассов: советского танкиста Николая Ивушкина и немецкого Клауса Ягера. Их дуэль начинается в 1941 году под Москвой и завершается уже в 1944 году в Германии, когда экипаж под командованием Ивушкина совершает дерзкий побег с испытательного полигона на танке Т-34(85). Во время съемок использовался восстановленный танк, действительно участвовавший в боевых действиях. Однако многие эпизоды ленты, в частности, танковые сражения полны совершенно фантастических деталей, и по манере визуализации больше напоминают современные блокбастеры, основанные на комиксах. Тем не менее, фильм был хорошо принят российскими зрителями, став одним их самых кассовых кинопроектов своего времени в отечественном прокате.
«Танк «Клим Ворошилов-2″» (1990) Еще одним фильмом, достойным упоминания в этом перечне, является лента под названием «Танк «Клим Ворошилов-2″» (1990 год). Это один из последних советских кинопроектов на эту тему, который условно можно отнести к категории «последняя битва». В основе сценария — повесть Валерия Залотухи. Отступающая Красная Армия оставляет тяжелый танк КВ-2, который случайно находят вчерашний курсант Мамин и его товарищи. Они приводят танк в боеспособное состояние и решают догнать на нем отступающие части. Но при попытке переправы через реку, танк падает в воду. С помощью местных жителей его вытаскивают на берег. Общение с ними заставляет красноармейцев изменить свои планы: они остаются на этом рубеже, чтобы дать отпор приближающимся немцам. В конце концов все они погибают. Рабочего танка данной модели в распоряжении создателей картины не было. Его «роль» сыграл танк ИС-2М, на корпус которого была установлена бутафорская башня КВ-2.
«Ярость» (2014)
Примерно такую же сюжетную конструкцию использовали и в Голливуде. Например, в случае с фильмом «Ярость» (2014 год), в котором главную роль исполнил Брэд Питт. Действие происходит в конце Второй мировой войны на территории Германии. В центре сюжета экипаж танка Шерман и его новобранец, который вынужден в кратчайшие сроки освоить науку выживать и убивать. В фильме довольно правдиво продемонстрированы танковые баталии, в частности, примерное соотношение потерь, которые несли союзники при столкновении с немецкими тяжелыми танками. Во время съемок использовались настоящие боевые машины, найденные в танковых музеях, в том числе и единственный находящийся на ходу Тигр, захваченный в Тунисе в 1943 году и доставленный на территорию Англии в рабочем состоянии. К слову, это также единственная сохранившаяся боевая машина, все детали которой до последней заклепки аутентичные. Военные эксперты критиковали картину за постановку финального боя. По их мнению, немецкий батальон, вооруженный фаустпатронами, уничтожил бы обездвиженный танк гораздо быстрее.
«Танки» (2018) Среди попыток переосмыслить ключевые события отечественного танкостроения, точнее, сделать их более доступными восприятию современного юного зрителя, стоит отметить ленту «Танки». Она представляет собой приключенческую версию истории создания легендарного танка Т-34 в духе пропагандистских картин довоенного времени. Действие происходит в конце 30-х годов во время пробега прототипов боевых машин из Харькова в Москву и сопровождается практически полностью вымышленными событиями. Этот фильм трудно назвать удачным, и пожалуй, единственной его заслугой является само упоминание ныне практически забытого имени конструктора Т-34 Михаила Кошкина. К чести создателей ленты, они постарались максимально точно воссоздать образ машин, участвовавших в испытаниях. За основу были взяты найденные на «Мосфильме» тягачи на колесной базе Т-34, которые и были «доработаны» соответствующим образом.
«28 панфиловцев» (2016)
Куда более интересным проектом этого жанра стал фильм «28 панфиловцев», к созданию которого приложил руку работавший над «Танками» режиссер Ким Дружинин. Уникальность этого фильма заключается в том, что инициатива его создания исходила, так сказать, снизу — от любителей истории войны и танков. Изначально «28 панфиловцев» позиционировалось как «народное кино», на создание которого деньги собирались методом краудфандинга, и лишь на поздних этапах к финансированию подключились государственные структуры России и Казахстана, а также компания Gaijin Entertainment, являющаяся разработчиком знаменитой военно-исторической игры «War Thunder». Последняя оказывала создателям не только финансовую, но также организационную и техническую поддержку. В частности, с ее помощью был создан трейлер картины.
Создатели «28 панфиловцев» стремились добиться максимального реализма, поэтому приняли решение использовать моделирование и различные виды комбинированных съемок все всех сценах, где можно было обойтись без компьютерной графики. Для крупных планов использовался полноразмерный макет немецкого танка PzKpfw IV, а для средних и дальних планов — уменьшенные модели танков Panzerkampfwagen III. Все это позволило воссоздать легендарное сражение у разъезда Дубосеково с недоступной ранее достоверностью и детализацией. Некоторые критики отмечали, что увлекшись технической стороной дела создатели ленты не уделили достаточного внимания драматической составляющей, но в целом этот уникальный эксперимент получил положительные оценки зрителей. Наше издание KinoNews.ru являлось информационным партнером этого проекта, о чем сообщается в финальных титрах.
«Ливан» (2009)
Из фильмов иностранного производства заметным явлением стала израильская драма «Ливан», вышедшая в 2009 году. Она рассказывает об эпизодах Ливанской войны 1982 года и основана на личных воспоминаниях режиссера Самуэля Маоза, принимавшего участие в боевых действиях. Отличительной особенностью данного проекта являет то, что действие происходит исключительно внутри танка Sho’t, а на окружающий мир зрители смотрят вместе с персонажами через танковый прицел. Так как в центе сюжета события не столь отдаленного прошлого, у создателей не было проблем с точки зрения реалистичного изображения боевой техники. Фильм, позиционирующийся как антивоенный был отмечен множеством престижных наград, в том числе «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля.