Как мы будем восстанавливать прежние социальные и экономические отношения. Последние два месяца в разговорах с самыми разными экспертами — экономистами, юристами, политическими аналитиками, психологами — я пытался составить примерную картину того, каким будет наш мир после пандемии. Собрать мнения серьезных ученых. Итак, что нас ждет в скором будущем? Меняем профессию В ближайшем будущем нас ждет резкий рост безработицы (только в США на конец марта число безработных превысило 3,3 млн человек, притом что в среднем ежегодно без работы в этой стране оказываются только 400 — 500 тыс. чел. ). В первую очередь в таких секторах, как туризм, логистика, недвижимость, индустрия развлечений. Вряд ли миру после пандемии понадобится столько барменов или фитнес-тренеров. Но даже в тяжелые времена, когда закрывается одна дверь, открывается другая. Будут востребованы виртуальные гиды, спецы по кибербезопасности и IT-инфраструктуре. В ближайшие год-два (а дальше посмотрим) люди не смогут путешествовать в реальности так, как это было раньше. Зато им будет интересно без спешки прогуляться по любимым улочкам Парижа. Виртуально. И такие гиды будут популярны. Учеба переходит в онлайн. Но далеко не всем такой способ получения знаний удобен. Значит, понадобятся специалисты по тайм-менеджменту и организации рабочего места. Тем, кому сложно самостоятельно адаптироваться к скорости и масштабу происходящих перемен, нужны будут профессиональные психологи. Спрос на их услуги уже вырос. Туризм: перезагрузка В ближайшие годы люди вынуждены будут меньше путешествовать по миру. И не только потому, что введут ограничения. Во всем мире пандемия провоцирует экономический кризис, который сильнее всего бьет по среднему классу. А это именно те люди, у которых страсть к перемене мест. Доходы у них упадут. Под колпаком у IT-компаний Рост популярности крупных коммуникационных гигантов — Google, Microsoft, Amazon, Facebook — в период пандемии можно считать одним из самых серьезных негативных ее последствий. Крупные компании сосредоточат свои усилия не на развитии человечества, а на развитии технологий, которые будут заниматься контролем внимания потребителей. Зачем? Чтобы все более точно и адресно затачивать под вас рекламу и подталкивать к покупке тех или иных товаров и сервисов. Нам придется сильно постараться, чтобы вырваться из лап коммуникационных компаний, которые серьезно укрепились во время пандемии. Иначе мы все больше и больше будем оказываться под колпаком и нашего собственного смартфона или компьютера. «Матрица» возможна в реальности, угрожают эксперты. Напомним: это фильм братьев Вачовски. В нем рассказывается о будущем, где люди тотально контролируются разумными машинами. И для человечества реальность — лишь запрограммированная искусственным разумом симуляция. Образование не уйдет в онлайн С переходом обучения в онлайн, и в первую очередь в школах, связаны опасения многих родителей. Мол, дистанционное образование дешевле — не нужно содержать школы и оплачивать труд учителей. Однако аналитики сходятся в одном: перехода общего образования в дистанционный формат не произойдет еще долгие годы. Учителя, школы, беготня на переменах останутся. Потому что в процессе обучения немалую роль имеет живое общение детей как между собой, так и с педагогом. Дистанционные сервисы будут востребованы лишь частично — тогда, когда нужно будет во время урока по географии отправиться в поход в горы или провести по химии виртуальный эксперимент. А вот в высшем образовании ситуация будет иной. Появится то, что можно будет назвать композитными степенями. Когда студент сможет выбирать онлайн-курсы разных университетов и других организаций. Но при этом будет числиться в своем институте и получать его диплом бакалавра или магистра. Появятся вузы-интеграторы, которые помогут выстроить индивидуальную образовательную траекторию, опираясь на самые различные курсы — как отечественные, так и зарубежные. Вузам придется перестраивать свое пространство. Коворкинги и лаборатории заменят лекционные аудитории. Будут строиться принципиально новые кампусы. Исчезнет грань между основным и дополнительным образованием. Люди будут набирать курсы в зависимости от того, какие компетенции им нужно получить, и не очень будут разбирать, входят они в основной вузовский курс или же являются программой дополнительного профобразования. Званые обеды и кибервойны: что ждет мир после коронавируса