Понедельник, 6 декабря, 2021
0.7 C
Киев

К прочтению

США решили закрыть все генконсульства на территории России

После закрытия генконсульств США в Екатеринбурге и Владивостоке единственным дипломатическим представительством Соединенных Штатов в России будет посольство в Москве. ...

COVID-госпитализаций больше нормы в восьми регионах, Киев — в «оранжевой» зоне

КИЕВ. 6 марта. УНН. В восьми регионах Украины превышен показатель госпитализаций больных из-за COVID-19, за сутки в список добавился Киев, который, к тому же,...

Фаворов рассказал обо всех этапах создания украинского кандидата в вакцины от COVID-19

Михаил Фаворов КИЕВ. 16 января. УНН. Украинский кандидат в вакцины от COVID-19 был разработан группой ученых "Диапроф-Мед". Обо всех этапах создания и разработки потенциальной...

ИФА-тест на антитела к коронавирусу оценивает уровень защитного иммунитета — эксперт

КИЕВ. 16 сентября. УНН. мРНК вакцины, которые сейчас есть на рынке, направленные на создание защитных антител против белка спайк вируса SARS-CoV-2. Уровень этих защитных...

В ЕС разрешили вакцину против коронавируса компании Johnson & Johnson

Вакцина против коронавирусной инфекции COVID-19 Janssen, разработанная американской компанией Johnson & Johnson, стала четвертой разрешенной к применению в Евросоюзе. ...

“Половина Москвы оцеплена потому, что маленький человечек в бункере сходит с ума“. Полный текст выступления Навального в суде

2 февраля в Мосгорсуде проходит выездное заседание Симоновского суда Москвы о замене российскому оппозиционеру Алексею Навальному условного срока по делу "Ив Роше" на реальный....

60 лет «горбатому»: откуда взялся «Запорожец»

60 лет «горбатому»: откуда взялся «Запорожец»

Знаете ли вы, что вместо «Запорожца» мы могли бы ездить на чем-то совершенно неинтересном? Мы изучали историю борьбы за «ЗАЗик» в конце далеких 1950-х.

Когда страна начала крепнуть после военной разрухи, партия и правительство, как водится, прониклись новыми потребностями населения. Нужен был кандидат на роль массового компактного автомобиля, который бы свободно продавался и был доступным по цене.

Это должна была быть самая «младшая» машина в советском типаже легковушек. Ступенькой выше стоял старший брат – новый “Москвич-402”, еще выше – “Победа” с “Волгой”, а над ними всеми – представительские ЗИМы и ЗИСы.

Что ставить на конвейер?

Экономика СССР не была рыночной, поэтому было непросто угадать, какая именно машина нужна населению. Роль маркетологов взяли на себя партийные лидеры вместе с учеными исследовательского института НАМИ.

Хотелось с одной стороны, дать народу что-то подешевле, а с другой – более-менее прочное и долговечное, так как руководители страны понимали, что при советской системе распределения проблем с запчастями и сервисом не избежать. Кроме того, играл свою роль фактор неразвитой дорожной сети, из-за чего большое количество автомобилей преимущественно эксплуатировалась бы на проселочных дорогах.

Кузов «жужика» соответствует требованиям массового производства, схему его членения на большие штампованные детали действительно подсмотрели у итальянцев.

В странах Европы в ту пору самыми дешевыми машинами были микроавтомобили типа BMW Isetta, Messerschmitt KR175, Zundapp Janus – иначе говоря, мотоколяски. Усадить в такую советского человека было бы непросто, потому что в послевоенном обществе такой транспорт имел незавидную славу транспорта для инвалидов. Чего только стоят обидные прозвища: «инвалидка», «лягушка», «спасибо Гитлеру».

Когда в СССР создавали ЗАЗ-965, пол-Европы ездило на утлых мотоколясках с мотоциклетными моторчиками. От идеи производить такие вместо “Запорожца” к счастью отказались.

Однако, целая коллекция таких машин была закуплена НАМИ и всесторонне протестирована на дорогах разного качества. Испытания показали непригодность такой техники на роль “народного автомобиля” в СССР. Более того, те же совместные тесты показали непригодность для отечественных условий и суперпопулярных в Западном мире более крупных машин – Fiat 500, Fiat-600, Austin Mini, Lloyd LP600 и др.

Первый “Запорожец” пытались сделать семейным авто. А его одноклассники были меньшими и не такими вместительными: NSU Prinz, Lloyd LP600, Fiat 600.

Игрушечные 8 – 10-дюймовые колесики застревали в снегу и лужах, жесткая короткоходная подвеска и хрупкие кузова рассыпались на брусчатке, тесный салон не вмещал нормальную советскую семью, а немощных двигателей хватало всего на несколько десятков тыс. км пробега. Копировать было нечего.

Даешь свое!

Пришлось изобретать что-то свое. Собственно, это начали делать немного раньше. Проектировать нового “малыша” заставили московский завод МЗМА (директор открещивался из-за загруженности конструкторов, но министр дожал – лучших профи по малолитражкам в Союзе не было). В процессе также участвовал институт НАМИ и позже созданное КБ Запорожского автомобильного завода, куда сманили спецов из Горького – с ГАЗа.

Когда “Запорожец” был “Москвичом”, он имел немного другой вид. Затем боковину осовременили, а передок для чего-то сделали похожим на Fiat.

Руководители союзного уровня подталкивали создателей “Москвича-444” к копированию итальянского Fiat-600, но он не отвечал многим требованиям. Поэтому салон будущего “горбатого” сделали более просторными (+50 мм в ширину и +10 мм в длину), колеса большими, ходовую более крепкой, а двигатель больше, мощнее и проще. Принципиально другой сделали переднюю подвеску, что позволило повысить ее ресурс и упростить кузов.

Конструкторы-мотористы предложили два варианта двигателя: с оппозитной и V-образной компоновкой. Выбрали второй – как более удобный для сервиса.

Так вышла малолитражка, которую позже, в 1959-м, назвали “Запорожцем”. Дешевая и неприхотливая машина открыла миллионам граждан путь к свободе передвижения, а впоследствии стала культовой – как симпатичный символ прошлого и первенец впоследствии мощного украинского автопрома.

Днем рождения первого «Запорожца» можно считать 22 ноября 1960, когда собрали первую партию новой машины. Хотя есть еще одна дата – 18 июля, день презентации новинки перед руководителями государства, своего рода окончательное утверждение проекта.

А еще несколько поколений граждан должны быть благодарны нашему “Запорожцу” за то, что он установил для общества и промышленности высокий стандарт самого дешевого массового автомобиля. Он смог соединить в себе весьма высокие потребительские качества с небольшой себестоимостью, что и дало ему возможность закрепиться на конвейере. Если бы не он, получили бы мы на долгие годы вместо полноценного четырехместного авто малокубатурную одноразовую мотоколяску или что-то вроде кабиненроллера Messerschmitt – с уровнем комфорта боевого истребителя и соответствующим ресурсом.

Другие Новости

Последние

Израильский гематолог рассказал, как изменится лечение болезней крови в ближайшем будущем

фотогалерея КИЕВ. 6 декабря. УНН. На наших глазах в лечении онкогематологических заболеваний происходит настоящая революция. Новые препараты дают гораздо более широкие возможности для достижения успешного результата. Об этом заявил...

Вакцинация от COVID-19: количество прививок за сутки просело до 70 тысяч

КИЕВ. 6 декабря. УНН. Полный курс вакцинации от коронавирусной болезни COVID-19 в Украине с конца февраля получили уже 11,8 миллиона человек. При этом в...

В Украине уже 3,5 млн случаев COVID-19, за сутки — 4 478

КИЕВ. 6 декабря. УНН. В Украине зафиксировано уже 3,5 млн случаев коронавирусной болезни COVID-19, прирост за сутки, 5 декабря, - почти 4,5 тысячи, что...

Головная боль и аллергия: ученые рассказали об опасности новогодних елок

КИЕВ. 4 декабря. УНН. Американские ученые из Медицинского университета северных районов США сделали анализ вырезок из 28 елок разных видов. Среди них были и искусственные....

В Киеве за сутки 37 человек умерли от коронавируса

КИЕВ. 4 декабря. УНН. В Киеве выявили за минувшие сутки 1588 больных коронавирусом. 37 человек умерли. Об этом мэр Киева Виталий Кличко написал на своей...

ВОЗ еще не зафиксировала смертельных случаев от коронавируса Omicron

КИЕВ. 4 декабря. УНН. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пока не зафиксировала смертельных случаев от коронавируса штамма Omicron среди инфицированных людей. Об этом УНН сообщает...

Омикрон может “не бояться” препаратов от коронавируса на основе антител — ученые

КИЕВ. 4 декабря. УНН. Препараты от коронавируса на основе антител могут оказаться неэффективными в борьбе с новым штаммом коронавируса “Омикрон”. Об этом заявили врачи Канзасского...