На будущей неделе в Киеве выступят два дуэта с сопоставимой известностью, но разным звёздным стажем. Если имена джазовых легенд Чика Кориа и Гэри Бертона на слуху уже полвека, славе тандема из группы Hurts меньше года У Чика Кориа и Гэри Бертона на двоих за плечами 137 прожитых лет и больше двадцати выигранных «Грэмми». У сверхновых британских звёзд из Hurts, чьи утончённые сентиментальные песни обожают меломаны и ругают критики, только обсыхает молоко на губах. Первые – из США, вторые – из Англии. Одни – классика джаза, вторые – только начатая глава в истории поп-музыки. Однако, и те и другие – одни из главных гастролёров Украины не только в апреле, но и в 2011 году.
Beatles в новой раме Есть вещи, которые кажутся вечными. В 2006 году пианист Чик Кориа и виброфонист Гэри Бертон приезжали в украинскую столицу – впервые в истории. Тогда их турне было приурочено к 35-летию совместной деятельности. Минула ещё одна пятилетка, и знаменитый американский джаз-тандем снова колесит по миру, отмечая уже сорокалетие своей музыкальной дружбы.
69-летний Чик и 68-летний Гэри – из музыкантов того калибра, которые уже всё доказали, но никак не могут успокоиться. Оба продолжают работать в поте лица, и нередко в одной связке – у них уже десяток общих дисков. Их совместное музицирование, как правило, оказывается плодотворным: пять пластинок, на которых пересекались пути Кориа и Бертона, удостоены премии «Грэмми». Получение самой престижной музыкальной награды давно превратилось для этой парочки в рутину. И если Гэри, наверное, пока есть куда ставить граммофончики на полке (у него их шесть), то Чик, скорее всего, уже подыскивает им место в кладовке (15).
Пять лет назад Кориа и Бертон играли самые известные вещи из совместно записанных дисков. На сей раз их репертуар будет состоять из чужих произведений и окажется более неожиданным и привлекательным для аудитории пошире, нежели чисто джазовая. В честь юбилея дуэт решил сделать реверанс в сторону поп-музыки и включил в программу кое-что из Beatles: на недавних мартовских концертах они играли Eleanor Rigby, но не исключено, что на выступлении 7 апреля во Дворце «Украина» к ней добавится что-то ещё. Сам факт обращения Кориа к репертуару ливерпульской четвёрки – почти сенсация: пианист никогда не скрывал равнодушия к «битлам». Кориа изменил своё мнение в процессе общения с банджистом-виртуозом Белой Флеком, который сам в последнее время погрузился в изучение наследия Beatles. Флек пригласил приятеля домой и устроил ему экскурс по всем битловским пластинкам, прокручивая избранное – и мэтр оттаял. Что касается Бертона, то он является поклонником песен Леннона и Маккартни с середины 60-х.
Разумеется, Beatles будут интерпретированы с особым джазовым рвением. На это намекает слоган, под которым проходит нынешнее турне: «Эксклюзивные аранжировки, уникальное исполнение». Участь Eleanor Rigby постигнет также вещи, написанные отцом босса-новы Антонио Карлосом Жобимом, а также Биллом Эвансом, Телониусом Монком, Дэйвом Брубеком – все эти имена представлены в новой программе Кориа и Бертона.
Выскочки из Манчестера Приезд артистов вроде Hurts в Украину – сродни чуду. Группа набирает ход через полгода после выхода дебютного альбома Happiness, который попал в фавориты чартов десятка европейских стран. Обычно такие музыканты оказываются в наших краях ближе к пенсионному возрасту. То, что эта печальная логика нарушена, – заслуга организаторов концерта Hurts 5 апреля в клубе Crystal Hall. Плоды роста популярности дуэта они вполне ощутили – пока утрясались все детали контракта, концертный гонорар британцев вырос почти в семь раз.
Hurts берёт простодушием и застенчивостью: их пропитанный самоиронией клип на песню Wonderful Life, снятый за двадцать фунтов стерлингов, который посмотрели уже десятки миллионов раз, – торжество утончённого минимализма. Красива и история появления группы: Тео Хатчкрафт и Адам Андерсон познакомились в интернете, год общались лишь в сети и, только уяснив схожесть вкусов, решили встретиться в одном из клубов Манчестера. Не менее красива и хроника создания альбома Happiness: не имея контрактов и живя на пособия по безработице, музыканты писали диск на заброшенной радиостанции в шведском Гётеборге. И, конечно, они берут метросексуальным лоском: Тео и Адам выглядят, как участники классического бойз-бенда, с той лишь разницей, что, кажется, их больше волнует, нравятся ли они сами себе, нежели девочкам.
Всё перечисленное, помноженное на явные музыкальные таланты и грамотную промокампанию, вызвало детонацию в западном шоу-бизнесе. Кайли Миноуг появляется у Hurts в одном из треков на подпевках, Леона Льюис мечтает с ними записаться. Хатчкрафт и Андерсон лишь формально выглядят как прилежные реаниматоры синтипопа 80-х – того, что творили Depeche Mode и Pet Shop Boys. В их песнях просматривается много чего: и отголоски белого соула, и эстетика бойз-групп (особенно Take That), и переклички с современными поп-идолами вроде Scissor Sisters и OneRepublic. Такой длинный ряд ассоциаций выглядел бы оскорбительным, если бы Тео не был оригинальным вокалистом, а Адам выдающимся мелодистом: из всех групп в мире больше всего Hurts похожи на себя самих.
С этим тезисом не согласно большинство музыкальных обозревателей Британии – они полагают, что уроженцы Манчестера слишком дорого продают свою красиво упакованную меланхолию. Разумеется, до этого нет никакого дела слушателям, которые ведутся на изящество, теплоту и сердечность песен дуэта. Глубина чувств заботит Hurts явно не меньше, чем их внешний вид, и в этом плане они – один из лучших образцов того, что способна выдать широкоформатная поп-индустрия.
Игорь Панасов, Фокус