Суббота, 21 мая, 2022
18.7 C
Киев

К прочтению

Бывшего юриста Трампа Коэна вернули в тюрьму из-за нарушения правил домашнего заключения

Адвокат Майкл Коэн, который отбывал трехлетний срок за уклонение от уплаты налогов и нарушения при финансировании избирательной кампании президента США Дональда Трампа, в мае...

СМИ Армении сообщили о 103 погибших военных в результате конфликта в Нагорном Карабахе

Армения сообщила о 23 новых жертвах войны на границе с Азербайджаном в результате эскалации конфликта за Нагорный Карабах. ...

Сын Трампа попросил Маска создать «беспристрастную» социальную сеть

Дональд Трамп – младший уверен, что если глава компаний SpaceX и Tesla Илон Маск может отправлять людей в космос, он сможет создать беспристрастную социальную...

МИД РФ начал подготовку разговора Путина с Байденом

В министерстве иностранных дел РФ сообщили агентству ТАСС, что "уже начали" организацию нового разговора между президентами России и США Владимиром Путиным и Джо Байденом....
Главная Авто Какой бывает полный привод в автомобиле: основные типы 4х4

Какой бывает полный привод в автомобиле: основные типы 4х4

Автомобиль с полным приводом – мечта многих водителей, но на деле такой желанный 4х4 часто оказывается совсем не тем, чем казалось сначала. Ничего удивительного – полный привод на автомобиле бывает разным.

Очень часто за шильдиком 4х4 не стоит никаких весомых преимуществ. Однако, для многих владельцев бывает достаточно и минимальных возможностей, ведь большинство водителей на самом деле сталкивается с офф-роуд-проблемами только на бордюрах или на нерасчищенной от снега парковке.

В идеале каждый автомобиль должен быть полноприводным: это лучше для управляемости и безопасности движения. Но такая трансмиссия значительно повышает стоимость машины.

Поэтому будущему владельцу автомобиля с полным приводом очень важно знать варианты такой трансмиссии и то, как устроен каждый тип полного привода.

Итак, типичный полноприводный автомобиль начинается как и обычный: с расположенного спереди двигателя. От него, как говорят инженеры, поток мощности направляется (для простоты говорим о машине с механической коробкой передач) сначала на сцепление, затем на коробку передач (КП или сразу на АКП, в которой сцепление внутри). После чего поток мощности нужно разделить на два – для передней и задней осей. Тут и начинаются варианты.

Первый тип: настоящий 4х4

В классическом варианте после КП стоит еще один отдельный агрегат – раздаточная коробка (РК). В нее заходит один вал, а выходит два – один к переднему мосту, второй к заднему. При этом выход мощности на один из валов обычно можно отключать, чтобы на ровной дороге на раскрутку валов и колес не тратить лишнее горючее.

У лучших внедорожников трансмиссия имеет отдельные, необъединенные агрегаты и механическое соединение обеих осей с двигателем

В некоторых случаях в РК вмонтирован межосевой дифференциал, который позволяет ездить с обоими подключенными мостами постоянно – тогда полный привод может быть постоянным, без отключения (например, на Subaru). Но у настоящих внедорожников этого дифа нет, и ехать в режиме 4х4 по асфальту на нем нежелательно.

Кроме того, у серьезных «проходимцев» (Niva, УАЗ, Land Rover Defender, Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser Prado) в “раздатке” может быть две собственных передачи – т.н. пониженная и повышенная, для тяжелого бездорожья и для обычной езды. Эта же категория внедорожников обязательно имеет механические блокировки одного-двух дифференциалов, что делает невозможным остановку автомобиля при буксовании одного-единственного колеса.

Для постоянного полного привода нужен межосевой дифференциал. Который на внедорожнике должен иметь блокировки. В Lada 4х4 он является частью “раздатки” (в центре).

Отметим, что трансмиссия с упомянутым в этой главе функционалом – признак бескомпромиссного внедорожника. Таких моделей сейчас выпускается совсем мало – в отличие от бессчетной когорты кроссоверов.

Полноприводный кроссовер

Абсолютное большинство кроссоверов – автомобилей с увеличенным клиренсом – по умолчанию переднеприводные. При этом около половины из них продаются в варианте полного привода. Сразу отметим, что данный полный привод – далеко не тот, о котором речь шла выше. Если говорить коротко, здесь режим 4х4 рассчитан на недолгое использование, причем крутящий момент на колесах маловат для борьбы с тяжелой дорогой – грязью, глубоким снегом, камнями, неблагоприятным рельефом.

ЧИТАЙТЕ также:

В сочетании с небольшим клиренсом и шоссейными шинами – типичными признаками кроссоверов-паркетников – это делает их классификацию как “внедорожников” условной. Дело в отсутствии отдельной раздаточной коробки с жестким подключением, которая обеспечивает надежную передачу мощности на все четыре колеса и повышает крутящий момент на них. Проблема в том, что подключение второй пары колес здесь обеспечивает не механическое соединение, а управляемая электроникой муфта, которая, будучи активированной, быстро перегревается.

Вторая ось у большинства современных кроссоверов 4х4 подключается многодисковой муфтой, не предназначенной для длительной работы в соединенном состоянии.

Еще одна причина несовершенства полного привода у городских кроссоверов – в автоматике, которая подключает вторую ось (у некоторых моделей водитель не может сделать это принудительно). Режим 4х4 в них активируется по команде датчиков, следящих за пробуксовкой основных ведущих колес. Быстродействие этих датчиков конструкторы постоянно повышают, но нередко они все же запаздывают с подключением второй пары колес, так что машина успевает зарыться в песок, грязь или снег. А вот электронные устройства, имитирующие блокировку дифференциалов путем притормаживания буксующих колес, на современных кроссоверах срабатывают вовремя.

Полный привод для легковых

Четыре ведущих колеса пригодятся не только внедорожникам (как в кавычках, так и без). Многие дорожные автомобили – легковые и спортивные – тоже имеют полный привод, хотя цель такого оснащения может быть другой.

Итак, полный привод для семейного седана – это во-первых, более уверенное движение по заснеженной и скользкой дороге. Во-вторых – большая безопасность при прохождении поворотов на высокой скорости. Специальные системы (в основном электронные) в таких машинах распределяют крутящий момент между колесами таким образом, чтобы авто лучше вписывалось в кривые трассы. Внешние колеса получают больше тяги (причем переднее – чуть меньше заднего), а внутренние – меньше (причем на заднее приходится наименьшая доля).

На кривых каждое колесо преодолевает свою траекторию. Распределяя между ними крутящий момент “персонально”, можно улучшать управляемость авто

У дорогих спорткаров наличие полного привода дополнительно позволяет лучше реализовать потенциал двигателя. На моноприводной машине при старте или переключении передачи большой крутящий момент часто срывает ведущую ось в пробуксовку. А при распределении момента по четырем колесам момент начала буксования наступает почти вдвое позже.

С точки зрения механики, полный привод легковых автомобилей устроен несложно, но муфты и электроника, которые распределяют мощность по колесам, довольно сложные.

Рекомендация Авто24

Настоящие бескомпромиссные внедорожники (описаны в первой главе) сегодня уже относят к старой школе, и они составляют считанные проценты от общей массы кроссоверов, которые маркетологи обобщенно относят к “внедорожникам”. Их возможности принципиально отличаются, но здесь важно правильно согласовали свои потребности и возможности трансмиссии. Имейте в виду, что лишний внедорожный потенциал тоже не очень хорошо: такие автомобили обычно менее комфортабельные и более дорогие в содержании.

ЧИТАЙТЕ также:

Другие Новости

Последние

Голубовская рассказала, чем опасна обезьянья оспа

Ольга Голубовская КИЕВ. 21 мая. УНН. Обезьянья оспа известна еще с 19-го века. Сейчас же она вызывает особую...

Украина ожидает рекомендации от ВОЗ по противодействию обезьяньей оспе

КИЕВ. 21 мая. УНН. Украина ожидает рекомендации от ВОЗ, как противодействовать обезьяньей оспе, распространяющейся по миру. Пока ситуация не выглядит слишком угрожающей, однако...