Вторник, 22 сентября, 2020
22.9 C
Киев

К прочтению

«Пошел на х…й, Эрдоган». Президент Турции обратился в прокуратуру из-за заголовка в статье греческой газеты

18 сентября греческая газета Dimokratia выпустила статью с заголовком "Siktir git, Mr. Erdogan" ("Пошел на х...й, господин Эрдоган"), посвященную напряжению между странами. Адвокаты президента...

Безопасности в мире угрожают Россия и Китай – генсек НАТО

Генсек НАТО Йенс Столтенберг считает, что для противостояния вызовам, в числе которых он назвал Россию и Китай, необходимо инвестировать в безопасность. ...

Навальный уже встает с больничной койки – врачи «Шарите»

В немецкой клинике "Шарите" заявили, что российский оппозиционер Алексей Навальный на фоне лечения после отравления чувствует себя лучше и уже поднимается на ноги. ...

Почему не следует варить легкосплавные диски

Почему не следует варить легкосплавные диски / GettyImages С этим ничего не поделать – наши дороги все также находятся в прямом антагонизме с колесами: дорогам никак...

Россия пыталась заблокировать принятие резолюции Совета ООН по правам человека о событиях в Беларуси

Совет ООН по правам человека принял резолюцию о событиях в Беларуси, в которой призвал официальный Минск вступить в переговоры с политической оппозицией. Российская делегация...

В Китае построят суперстадион в форме цветка лотоса (Фото, Видео)

По данным Sky Sports, спортивная арена рассчитана на 100 тыс. мест и 168 VIP-лож. Стоимость строительства оценивается в...

Минивэн на базе «Запорожца»: интересный проект

«Макси»: почему «горбатый» не стал минивеном

Мало кто знает, что у нашего «Запорожца», кроме борьбы за статус народного автомобиля, была еще одна миссия. Он помогал отечественным конструкторам заглядывать в будущее – служил донором агрегатов, а еще – эталоном, от которого отталкивались в стремлении к совершенству.

Запорожские конструкторы (да и не только они!) создали на своих кульманах не один проект вариаций на тему «горбатого» и «ушастого», и мы не раз об этих работах рассказывали. Но сегодня – совсем другая история, которая завершилась ходовым образцом в 1967 году.

Единственная известная фотосессия «Макси» состоялась в новогодние дни 1967-го на московской ВДНХ, где размещался НИИ Технической эстетики. Машинка с двигателем от «Запорожца» была новаторской

Один из лучших дизайнеров советского периода и признанный автомобильный новатор-конструктор Юрий Долматовский в поисках концепций будущего делал ставку на вагонную компоновку. В его выкладках было немало рационального (подробнее об этом поговорим в следующий раз), и среди прочего тезис о том, что машина-вэн должна иметь силовой агрегат заднего расположения.

ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Работая в 1960-х годах в ВНИИТЭ (Всесоюзный Научно-исследовательский Институт Технической Эстетики) как руководитель отдела транспортных средств, Юрий Долматовский взялся за концептуальный проект компактной малолитражки – автомобиль «Макси». И здесь сам Бог велел ему опереться на агрегатную базу заднемоторных «Запорожцев». При этом интересно, что имея “на борту” серийные агрегаты, перспективный автомобиль получился очень интересным не только в плане компоновки, но и с инженерной точки зрения.

На последнем фото видны воздухозаборники двигателя МеМЗ-966 и дефлектор обдува заднего стекла: для этого служат задние стойки и верхняя перемычка между ними

Да, вагонная компоновка автомобиля имеет весомые преимущества, но и специфических проблем конструктору она добавляет немало. Но скажем, что и как дизайнер, и как конструктор Ю. Долматовский вместе с коллегой В. Арямовым со всеми ними справился. Например, каким-то чудом соавторам удалось спроектировать компактвэн одновременно коротким и низким – то есть в габаритах «горбатого» ЗАЗ-965. При том что обычно компактные однообъемники приходится делать выше аналогичного седана, поскольку часть механизмов конструкторы вынуждены прятать под пассажирским отсеком.

Техническая начинка компактвэна использовала базу ЗАЗ-966, что сыграло бы важную роль в случае постановки концепта на конвейер

Между тем, удачное решение создателей «Макси» в том, что они смогли сделать удобным расположение передних пассажиров максимально спереди – практически между колесными арками. Препятствия, которые могли этому помешать, были преодолены просто блестяще. Так, неудобство процесса посадки нивелировали поворотные кресла – с помощью элементарного механизма они разворачивались и подносились прямо к дверному проему.

Верхний торсион и рулевая трапеция размещались высоко, под торпедо. Это освободило место для ног и “запаски”. Кресла на длинных рычагах подъезжали под самые двери

А чтобы передняя подвеска и рулевое управление не мешали ногам водителя и пассажиров, их подняли вверх – выше колен. Таким образом и ноги, и педали получили больше свободного пространства, да еще и запаска справа поместилась. К слову, педальный узел был регулируемым – это решение, к которому современные конструкторы стремятся и по сей день.

ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Посадка на передних креслах вынужденно предусматривала размещение ног между колесных арок. Но несколько технических решений нивелировали эту проблему

В результате «Макси» с его вагонной компоновкой по сравнению с седанами получил более просторный салон, больший багажник и лучший обзор дороги из-за руля. Интересно, что конструкция кузова с пространственной рамой и простыми пластиковыми панелями позволяла строить машину не только на заводе, но и в гаражных условиях. Что и было неоднократно реализовано советскими любителями с помощью статей в популярных тогда технических журналах «Моделист-конструктор» и «Техника – молодежи».

А что же относительно главной задачи любого концепта – влияния «Макси» на будущие серийные машины? Компактвэн всем понравился, получил положительные отзывы в отечественной (и не только!) печати. Тогда почему-то считалось, что рациональный автомобиль должен быть как можно меньше по размерам, поэтому «Макси» сравнивали как с «Запорожцем», так и с «Волгой». В первом сопоставлении делали вывод: смотрите, габариты те же, а пространства в салоне – существенно больше. Во втором случае наши коллеги 1960-х годов писали: по размеру мал, а комфорт – «волговский»! И похоже, нисколько не преувеличивали.

В современных компактвэнах водитель и передний пассажир сидят над колесными арками, поэтому машина получается выше и хуже управляется. В «Макси» этой проблемы не было

Но до серийного производства дело не дошло. Потому что существующие автозаводы и без того были загружены под завязку, и расширять типаж, преодолевая новые проблемы, производственники не могли. Но свой след в истории автопрома «Макси» таки оставил, и в том числе – и в физическом смысле: кузовные панели одного экземпляра сохранились в одной из коллекций.

ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Другие Новости

Последние

«Пошел на х…й, Эрдоган». Президент Турции обратился в прокуратуру из-за заголовка в статье греческой газеты

18 сентября греческая газета Dimokratia выпустила статью с заголовком "Siktir git, Mr. Erdogan" ("Пошел на х...й, господин Эрдоган"), посвященную напряжению между странами. Адвокаты президента...

Песков заявил, что у США «санкционная зависимость»

"Санкционная зависимость" США известна всем странам мира, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. ...

Кох: Непризнание выборов со стороны Байдена может быть опаснее для Америки, чем со стороны Трампа

Для Соединенных Штатов Америки проигрыш демократов на президентских выборах значительно опаснее, чем проигрыш республиканцев. Об этом заявил бывший вице-премьер-министр Российской Федерации Альфред Кох в...