Вторник, 19 октября, 2021
6.3 C
Киев

К прочтению

Ныряние на Крещение: медики объяснили, закаляет ли однократное купание

КИЕВ. 18 января. УНН. Однократное купание в проруби во время Крещения может быть вредным, если человек не будет подготовлен. Медики дали советы, о чем...

Китайцы готовятся к выпуску суперкара мощностью 1400 лошадиных сил

Китайский премиум-бренд Hongqi, что входит в состав концерна FAW Group, намерен наладить выпуск лимитированной партии гибридных суперкаров S9, стоимостью $ 1,45 млн. прототип...

Навальный опубликовал подборку высказываний российских чиновников о его отравлении

Российский оппозиционный политик Алексей Навальный опубликовал версии, которые озвучивали официальные лица РФ после его отравления ядом из группы "Новичок". ...

Глава Евросовета призвал к прекращению боевых действий в Нагорном Карабахе и возвращению к переговорам

Сообщения о боевых действиях в зоне нагорно-карабахского конфликта вызывают самую серьезную обеспокоенность, заявил глава Европейского совета Шарль Мишель. ...

Черная галактическая лаборатория

Название новой карликовой галактики – NGC 4214. Она, что очень...

В России планируют начать производство вакцины от коронавируса в ноябре

В РФ заявили, что первыми вакцинируют препаратом, который разработан государственным научным центром "Вектор", учителей и медиков. ...

Не все то дива, что поет. Сусанна Чахоян о развитии украинской оперы, конкуренции и воспитании детей

Фото: Susanna Chakhoian/Facebook, Александр Чекмёнев

Фокус поговорил с оперной певицей Сусанной Чахоян о моде на музыку, венских балах и экспериментальных спектаклях

Исторически сложилось так, что опера — не самый популярный вид искусства в Украине, в отличие от той же Западной Европы. Но несмотря на отсутствие у нас вековой традиции именных лож и абонементов, в последние годы опера переживает подъём.

Певица Сусанна Чахоян — не только обладательница редкого колоратурного сопрано, но и звезда украинской оперы. На её счету множество партий как в классической опере, так и в экспериментальных музыкальных проектах. Совсем скоро Чахоян представит нашу страну на Украинском балу в Вене, а уже в марте выступит на сцене Одесской оперы, где споёт партию Лючии ди Ламмермур в восстановленном одноимённом спектакле. О том, как заинтересовать оперой новую аудиторию и прививать любовь к ней с младых ногтей, Сусанна Чахоян рассказала Фокусу.

Вера в себя как двигатель карьеры

Как вышло, что вы сначала окончили консерваторию по классу фортепиано и лишь потом начали заниматься оперным вокалом? Даже специально перебрались из Одессы, чтобы учиться у самой Евгении Мирошниченко.

— С того момента, как начала себя осознавать (лет с трёх-четырёх), я уже знала, что буду артисткой. Ещё не знала, в какой именно ипостаси, но была уверена, что во взрослой жизни буду стоять на сцене.

Я очень благодарна своим родителям, с ранних лет ориентировавшим меня на серьёзное образование. С детства я занималась фортепиано, ходила в школу Столярского для одарённых детей, посещала математический класс. Музыка, бальные танцы — мне всё было интересно. Потом увлеклась изучением английского. Сегодня, оглядываясь назад, понимаю: всё, что изучала, сработало на меня. Всё мне пригодилось, все эти навыки и умения помогают сегодня чувствовать себя уверенно в профессии.

Правда ли, что, когда вы решили заняться оперным вокалом, ваш одесский педагог и ваши родители отнеслись к этому решению скептически?

— О, не просто скептически. Тогда в Одесской консерватории по этому поводу был большой скандал! На момент, когда я решила заниматься оперным вокалом, я уже была состоявшимся, зрелым музыкантом. Мой педагог, легендарная пианистка Людмила Наумовна Гинзбург, много со мной занималась и возлагала на меня надежды.

Но, несмотря на то что я ушла в другую профессию, я всё равно использую в пении  свою пианистическую школу.

Занимаясь со своими студентами сегодня, я иногда ловлю себя на мысли, что раскладываю арию на математическую формулу, и зачастую вижу недопонимание в глазах учеников. Для меня это элементарные вещи, а детей этому никто не учил. Меня же учили мыслить зрительными образами: например, когда разучивали ми-мажорный этюд Шопена, мой педагог предлагала подобрать слова под эту музыку. Я с детства понимала, что музыка — это в том числе кино, которое ты рисуешь в своём воображении, когда слышишь произведение. Даже если в произведении нет ни слова, ты обязан нарисовать такую картину, чтобы каждый зритель увидел своё кино.

Какие факторы помимо таланта, на ваш взгляд, определяют успех оперного вокалиста?

— Если говорить о моей карьере, то её успех, думаю, определили трудолюбие, настойчивость, профессионализм сумасшедшая вера в свои силы и поддержка моих родителей и педагогов. В начале карьеры мне как перфекционистке было сложно: всё время думала о том, что нужно что-то улучшить, доработать, довести до автоматизма. Такой излишний самоконтроль часто не даёт расслабиться и получать удовольствие от работы. К счастью, сегодня, достигнув определённого уровня владения музыкальным ремеслом, я могу себе позволить чувствовать себя по-настоящему свободной на сцене и в жизни.

Вы не только оперная певица, но и культурный менеджер, культурный дипломат, преподаёте в институте им. Глиэра. Ощущаете ли себя промоутером украинской оперы в мире?

— Мне действительно ближе определение «культурный дипломат», и я всегда рада представлять Украину за рубежом. Так, совсем скоро еду в Вену, где буду открывать ежегодный Украинский бал во дворце Ферстеля. В прошлом году он проходил в Palais Auersperg, но число желающих посетить бал год от года растёт, поэтому решили перенести его в более просторное помещение.

История моего участия в венских балах насчитывает много лет и не ограничивается Веной: ещё в 2005-м я открывала первый Венский бал в Киеве, в Национальной опере. За годы мой репертуар произведений, которые исполняются на балах, заметно обогатился и расширился. А сейчас мне выпала честь представить нашу страну в Австрии.

Редкий голос. Сусанна Чахоян — одна из ведущих современных украинских оперных певиц, обладает уникальным колоратурным сопрано

Роль эксперимента в профессии

Все понимают, как важен для оперной певицы репертуар. А как насчёт эксперимента в профессии? Вы, например, в 2018 году исполняли украинские народные песни совместно с Национальной капеллой бандуристов. Каким был для вас этот опыт и насколько вы как артистка готовы бросить себе вызов?

— Очень люблю эксперименты в профессии. Не отношусь к тем оперным певицам, которые выучили десять партий и всю жизнь поют их со сцены, мне всегда интересно пробовать что-то новое. Есть великие артисты, которые могут себя выразить только в жанре оперы, а есть певицы, открытые к разным жанрам и их синтезу: например, Рене Флеминг с удовольствием поёт джаз или мюзиклы. Среди моих экспериментов и музыкальные телепроекты, и народные песни, и ещё много чего. Это всегда интересно, азартно!

Но я никогда не берусь за материал, если он меня не трогает, не цепляет. Бывают вещи, которые долго не отпускают, например, «Четыре последние песни» Штрауса, вокальный цикл Бриттена «Иллюминации», восьмая симфония Малера — произведения невероятного уровня исполнения. Это настоящий магнетизм произведения. Но для того чтобы передать определённый посыл со сцены, нужно пережить эмоцию, связанную с ним, сбалансировать эмоцио и рацио — это позволяет чувствовать на сцене контроль над материалом и донести его до слушателя.

А если вспомнить народные песни, то, несмотря на свою армянскую фамилию, я с детства хорошо говорила по-украински, так что для меня это было абсолютно органично. Я вспомнила столько песен, которые пела для меня бабушка и мама, столько народных пословиц, традиций и т. д. Спустя много лет через партитуры, с которыми я работала, ко мне пришли эти детские воспоминания.

А существует ли конкуренция между классической и современной оперной музыкой? Интересно ли вам работать с современным репертуаром? У вас ведь были эксперименты, например, с произведениями Виктории Полевой.

— Конечно! С Викторией у нас на осень запланирован ещё один проект. Я хочу иногда петь и джаз, и кроссовер, и оперетту, даже какие-то неожиданные вещи. Почему нет? Выходить за рамки очень полезно для оперной певицы. Конечно, у меня и в мыслях нет переквалифицироваться и петь кроссовер постоянно — боже упаси, для этого есть достаточно людей, претендующих на статус оперных див, но при этом никогда в жизни не стоявших на оперной сцене и никогда не певших без микрофона. Это действительно наболевшая тема.

А оперная дива — это что? Незаурядный талант, гастрольный график, расписанный на годы вперёд, престижные мировые сцены или что-то ещё?

— К сожалению, сегодня в Украине к оперным дивам себя причисляют люди, не имеющие на это никакого морального права. Конечно, есть объективные критерии, по которым профессионалам сразу всё понятно, их не обманешь. А вот более широкую аудиторию можно попытаться ввести в заблуждение.

Люди, о которых я говорю, по сути, принадлежат к шоу-бизнесу, а не к оперному искусству. В этом, разумеется, нет ничего плохого. Если ты изучал академический вокал и даже окончил консерваторию, как, например, певица Джамала, это отличный опыт, но это не делает тебя оперной дивой (та же Джамала, к её чести, так себя не называет).

Но в последние годы условных «оперных див» появляется больше, поскольку сама опера становится более модной. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой — приводит вот к таким перекосам.

Воспитание вкуса

Какие времена, на ваш взгляд, переживает опера в Украине? Есть основания говорить о подъёме украинского кино и театра. А что происходит с оперой?

— То, что я наблюдаю в последние годы в украинской опере, — это невероятный расцвет. Одесса и Львов активно соперничают за звание оперной столицы Украины после Киева. Важно, что есть спектакли, есть премьеры, у постановок имеется своя аудитория. Теперь главное, чтобы это развитие продолжалось.

В Киеве также всё активно развивается. Только за прошлый год мне посчастливилось спеть на сцене киевской Национальной оперы две премьеры: это были «Севильский цирюльник» в постановке Анатолия Соловьяненко и «Богема» Итало Нунциата, с которым мы прежде работали и который отлично знает репертуар нашей оперы.

Совсем скоро, в начале марта, я буду петь в Одесской опере. Там, к счастью, восстанавливается спектакль «Лючия ди Ламмермур». Моим партнёром в этой постановке будет Виталий Билый, один из лучших украинских оперных голосов, мировая звезда. Сегодня есть украинские оперные певцы, востребованные в мире: Людмила Монастырская, уже упомянутый мной Виталий Билый, Дмитрий Попов, другие артисты. К счастью, иногда мы можем слышать эти прекрасные голоса и с украинских сцен.

Культурная дипломатка. Сусанна Чахоян уверена, что оперная певица сегодня — одновременно и культурный дипломат. Совсем скоро она откроет Украинский бал в Вене

Несмотря на расцвет, о котором вы говорите, опера по-прежнему остаётся не самым популярным видом искусства в нашей стране. Как привлечь к ней новую аудиторию?

— Если говорить о репертуаре, то тут у нас всё хорошо. Наша профессия прекрасна тем, что мы имеем возможность ежедневно соприкасаться с шедеврами мировой литературы и драматургии. Это нетленные вещи, прошедшие испытание временем. Там поднимаются вечные темы, которые всегда будут актуальны. Возможно, опера — не массовый продукт, но она всегда будет жить и у неё всегда будет своя аудитория.

Конечно, над расширением и обновлением аудитории нужно работать, поскольку меняются поколения. Привести в театр молодёжь — наша обязанность как профессионалов оперного дела.

Оперные театры во всём мире также над этим работают. В странах, где опера популярна, есть традиция ходить туда часто, для этого существует система абонементов. Не знаю, приживутся ли они у нас, но уверена, что для привлечения новой аудитории без экспериментов и новых форматов не обойтись.

Если говорить о детях и молодёжи, то привлечь в оперу можно через игру. Психологи утверждают, что любая новая информация лучше всего усваивается в форме игры или интерактива. Мы с сыном были в детском музее в Вене, ходили на выставку, тема которой — Земля: дети валялись на подушках, щупали экспонаты, рисовали. А в Венской опере, например, ежегодно делают постановку «Волшебной флейты» для детей не на сцене, а на паркете: все артисты в костюмах выходят к детям, общаются с ними.

Как мать десятилетнего ребёнка я постоянно размышляю о том, как привить детям любовь к культуре. Притом что сегодня мы видим абсолютное неверие в институт образования в Украине, и в общеобразовательных, и в музыкальных школах по-прежнему работают удивительные люди, отдающие детям много сил и любви. У меня самой были такие учителя, и я до сих пор с благодарностью их вспоминаю— их уроки, шутки, любовь к предмету, которую они передавали нам, детям.

Но и родительская функция тут не менее важна. Необходимо водить своих детей куда-то, показывать им разную культуру, позволять делать выбор. Одним словом, делать всё для воспитания их вкуса. Это крайне важная задача.

Другие Новости

Последние

ЕС до конца недели исключит Украину из списка COVID-безопасных стран

КИЕВ. 18 октября. УНН. Европейский Союз до конца недели может исключить Украину из "зеленого" списка, куда входят страны с низким уровнем распространения COVID-19. Об...

Степанов считает, что сейчас области будут очень быстро переходить в «красную» зону

КИЕВ. 18 октября. УНН. В Украине сейчас области будут очень быстро переходить к "красному" уровню эпидопасности. Такое мнение высказал бывший министр охраны и здоровья...

Степанов заявил, что новая волна COVID-19 будет жестче, чем предыдущая

Максим Степанов КИЕВ. 18 октября. УНН. В Украине новая волна COVID-19 будет намного жестче, чем предыдущая, которая была весной. Об этом заявил бывший министр...

ОАСК просят отменить приказ Минздрава об обязательной вакцинации от COVID-19

КИЕВ. 18 октября. УНН. Окружной административный суд Киева просят признать противоправным приказ Минздрава о перечне профессий для обязательной вакцинации от COVID-19. Об этом УНН сообщает...

Минздрав: на этой неделе могут обнародовать перечень противопоказаний к вакцинации от COVID-19

КИЕВ. 18 октября. УНН. В Украине на этой неделе могут обнародовать перечень противопоказаний к вакцинации от COVID-19. Об этом во время брифинга сообщил заместитель...

Число полностью вакцинированных от COVID-19 украинцев приблизилось к 6,5 миллиона

КИЕВ. 18 октября. УНН. Полный курс вакцинации от коронавирусной болезни COVID-19 в Украине с конца февраля получили почти 6,5 миллиона человек. При этом в...

В Украине уже 2,644 млн случаев COVID-19, за сутки — 9 524

КИЕВ. 18 октября. УНН. В Украине зафиксировано уже 2,644 млн случаев коронавирусной болезни COVID-19, прирост за сутки, 17 октября, - 9,5 тысячи, что меньше,...