Если в начале ХХ века женщины мечтали освободить себя от корсета, то спустя 100 лет они же добровольно возвращают его в свои гардеробные. Этот предмет женского гардероба имеет многовековую историю, и до двадцатого века в каком-то смысле «передышки» от него случались крайне редко. В 17 веке Великая французская революция буквально «забанила» корсеты, объявив их аристократическими пережитками. Свобода длилась недолго и уже к началу восемнадцатого века корсеты вернулись в новом виде – ампир диктовал завышенную талию, грудь при этом придерживал жесткий лиф.
Вообще первыми корсетами можно назвать широкие пояса,
которые носили на острове Крит в античные времена и женщины, и мужчины. В
готические времена появились сложные металлические и деревянные конструкции, которые
вшивали в платье, крепились с помощью болтов и приносили их владелицам
определенные мучения. В пятнадцатом веке по настоянию католической церкви
женщины должны были буквально расплющивать себе грудь, чтобы не наводить туман
на мужские умы. Корсеты же служили также определенными
«противоугонными» средствами не слишком верных жен, потому как снять
его самостоятельно или даже при помощи любовника возможности не было. Кроме
того, мужья придумывали свои «коды» при надевании корсетов, по
которым потом можно было легко определить, снимался ли этот предмет гардероба.
Корсетные обычаи
Носить корсеты девочки начинали с раннего возраста и,
конечно, каждая эпоха диктовала свои каноны красоты. Например, при Екатерине
Медичи объем «упакованной» талии должен был составлять 33 сантиметра, что
конечно не могло не влиять на здоровье женщин и состояние их внутренних
органов. В период Барокко наступили едва заметные послабления – на смену
чрезвычайно жестким конструкциям пришли модели из китового уса, который
обшивали кружевами и шелком.
Последний приступ корсетной лихорадки случился в начале
20-го века, и если в «нулевые» его силуэт больше напоминал букву S, то в
«десятые» благополучно «сполз» на бедра, чтобы в 1920-х полностью раствориться
в джазовом танцевальном угаре. Не последнюю роль в похоронах корсетов конечно
же сыграли Первая мировая война со всеми вытекающими лишениями, а также и то,
что еще в 1905 году знаменитый парижский модельер Пуаре предложил женское
платье без корсета.
Вторая мировая война наоборот помогла восстановить тягу к женственным силуэтам и пропорциям. Измученные войной дамы устали от широких плеч, узких юбок, туфлей на пробковой платформе и тюрбанов, которые приходилось крутить из всего, что попадется под руку. Поэтому коллекция Кристиана Диора и его платья New Look с тонкими осиными талиями в 1947 году оказались настолько своевременными, что эти образы с удовольствием эксплуатировались еще не одно десятилетие.