Прививаем ребенку силу воли, упорство и терпение

0
221

Знаменитый «зефирный» тест Уолтера Мишеля показал, что дети, способные в четыре года удержаться и не съесть предложенный зефир сразу же, а подождать 15 минут и получить две штуки, вырастают более волевыми и уверенными в себе, смелее принимают вызовы и решают проблемы, они успешнее в учебе и более рассудительны, чем «нетерпеливые» дети. Как же воспитать в детях эти ценные качества — умение ждать и терпеть?

Говорить ребенку «нет»

В психологии есть понятие «фрустрация» — состояние человека,
который не смог удовлетворить свое желание. Опыт неудач и разочарований
необходим. Ребенку очень важно испытывать «оптимальную фрустрацию» — такой
уровень неудовлетворенности, который соответствует его возрасту и который он
может выдержать. Без фрустрации ребенок не развивается как личность. Формула
«захотел=получил» — скучная и бессмысленная. А если желания не исполняются по
первому требованию, дети учатся беречь их, лелеять, планировать, добиваться
своего — проходить путь от возникновения мечты до ее реализации.

Побуждать преодолевать

За желанием («хочу») всегда должно следовать действие,
преодоление («надо»), а уже потом результат («могу»). Хочется поиграть в
машинки? Сначала надо собрать все детальки Lego. Любимый исполнитель выложил
новый трек в YouTube? Послушать можно только после того, как сделал домашнее
задание. Очень приятно скатиться на санках с горы, но сначала нужно подняться с
ними в гору — потратить время и силы. Буквально каждый день ребенок должен
делать что-то трудное, но посильное.

Учить разбивать большую цель на задачи

Люди часто откладывают дела или даже отказываются от мечты,
потому что не знают, как к ним подступиться. Так много надо сделать, кажется,
это не по силам. Поэтому стоит устанавливать себе временные отрезки и понятные
рубежи с конкретными задачами, а потом смотреть, есть ли динамика, стоит ли
идти дальше. Нужно учить ребенка планировать, то есть разбивать каждую задачу
на этапы, на более или менее короткие шаги — с чего начать, как продолжить, чем
закончить.

Праздновать промежуточные победы

Каждый пройденный отрезок на пути к цели достоин того, чтобы
его отметить — иногда достаточно просто похвалить ребенка, иногда стоит
вознаградить его подарком или праздничным ужином. Такие вешки на долгом пути
помогают ощущать движение вперед и делают сам путь к цели гораздо более
приятным и увлекательным. В конце концов промежуточные достижения ценны и сами
по себе — на каждом отрезке мы меняемся, набираемся опыта, узнаем что-нибудь
новое.

Научить доводить начатое до конца

Зачастую люди не добиваются успеха, потому что отступают в
самый последний момент — ты бьешься, бьешься, а результата все нет. Или на пути
к заветной цели происходит столько неудач, что проще все бросить. Нужно учить
ребенка стойко переносить неудачи и не бояться ошибаться. Мы не можем всегда
все делать хорошо. Настоящей победы не бывает без ошибок, это ее естественные и
неизбежные спутники, они должны не ломать, а закалять. Если ребенок не может
пересиливать себя и воспринимать трудности и ошибки спокойно, ему будет трудно
ставить новые цели и мечтать.